Эмпатия

проникновение, вчувствование в переживания др. человека или группы людей, осознание и понимание специфических особенностей его (их) эмоционального состояния. Выделяются разл. подходы к пониманию Э. в психологии: 1) Э. как психич. процесс; 2) Э. как психич. реакция в ответ на действующий стимул; 3) Э. как особое свойство личности. Термин «Э.» был введен в психологию Э. Титченером и стал активно использоваться в нач. XX в. Науч. представления об Э. основаны на филос. теориях вчувствования как интуитивной познавательной направленности на объект (Э. Клиффорд, Т. Липпс), этических учениях о симпатии как свойстве человеческой души, позволяющем регулировать взаимоотношения в обществе (Г. Спенсер, М. Шелер, А. Шопенгауэр и др.). Многие психоаналитики понимают Э. как разновидность контрпереноса: К. Ясперс делит его на рациональное и психол. (эмпатическое). Эмпатическое понимание, по его мнению, позволяет понять др. человека, почувствовать то, что чувствует он, и попасть тем самым собственно в контекст психологии Э. считается осн. инструментом понимающей психологии и психотерапии. Подробно явления Э. описано в экзистенциально-гуманистической психологии: К. Роджерс понимает Э. как многосторонний и многогранный процесс, предполагающий вхождение в личностный мир др. человека и нахождение в нем «как дома»; повышенную чувствительность к эмоциональным переживаниям другого, временную жизнь его жизнью, частое обращение к нему для проверки собственных впечатлений, внимательное прислушивание к получаемым ответам и пр. Рассмотрение Э. в кач. процесса предполагает выделение его стадий или фаз. В. Айкес и Г. Баррет-Леннард разделяют процесс Э. на 3 этапа: 1) этап эмпатического понимания, предполагающий восприятие и осмысление чувств партнера, эмоциональный резонанс; 2) этап сообщения или экспрессивного выражения суждений о переживаниях партнера в непосредственном О.; 3) этап эмпатической коммуникации, в течение к-рого эмпатическое понимание проверяется и корректируется в режиме межличностного диалога. А. П. Сопиков и Т. П. Гаврилова выделяют 2 фазы в эмпатическом процессе: а) фаза восприятия объекта Э. и получения необходимой информации о его переживаниях (их качестве, содержании, знаке); б) фаза соотнесения полученной информации с ценностно-потребностной сферой самого субъекта Э. и построения модели латентной или открытой деятельности. В совр. социальной психологии преим. реализуется интегративный подход к Э. как сложному социальнопсихол. феномену. Ю. А. Менджерицкая рассматривает Э. как трехкомпонентное социально-психол. свойство личности, включающее след. способности: 1) способность к эмоциональному реагированию и отклику на переживания др. человека; 2) к пониманию и распознаванию состояния партнера по О., мысленному перемещению в его мысли, чувства или действия; 3) к выбору и использованию адекватных способов и приемов вербального и невербального взаимодействия, проявляющихся в альтруистическом, содействующем поведении по отношению к др. субъекту. Выделены параметры Э., характеризующие степень незатрудненности процесса О.: степень соответствия знака переживаний; уровень точности опознания эмоционального состояния по выразительному поведению; степень ограниченности модальностью, знаком эмоционального состояния партнера; адекватность выражения своего эмоционального состояния, возникающего в ответ на переживания другого; интенсивность. В кач. показателей проявления интегральных характеристик Э. в ситуации затрудненного О. рассматриваются инверсия, точность, устойчивость, ограниченность Э. Являясь социально-психол. свойством личности, Э. формируется в процессе социализации. Основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие способности личности, - особенности воспитания, индивидуальный опыт О., особенности межличностных отношений. Э. опирается не только на систему отношений субъектов О., но и на их мотивационную систему, систему ценностных ориентаций. Психологами установлено, что опр. сходство в эмоциональных и поведенческих реакциях субъектов О. облегчает проявление Э. Среди функций Э. в межличностном О. выделяют способствование адекватному пониманию партнерами друг друга; регуляцию взаимодействия; обеспечение выбора способов поведения, соответствующих актуальному эмоциональному состоянию субъектов; сдерживание собственных агрессивных проявлений; способствование взаимному самораскрытию; защита от интенсивных переживаний или негативного отношения партнера; обогащение эмоционального опыта; восстановление и поддержание собственного психол. здоровья и др. Выделяют разл. виды и формы Э. К формам Э. относятся сопереживание (предполагает непосредственное отождествление с др. субъектом, переживание аналогичных эмоциональных состояний) и сочувствие (переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств партнера). Данные формы Э. дифференцируются на основе выраженности рефлексии и идентификации с др. человеком. Различают когнитивную (рациональную), эмоциональную (аффективную) и интуитивную (предикативную) Э. Рациональная Э. основана на мыслительных процессах: аналогии, сравнении и др.; она предполагает активную переработку информации о партнере, реализуется через сопричастность и внимание к нему. Эмоциональная Э. включает отражение как позитивного, так и негативного состояния др. человека, реализуется с помощью эмоционального опыта, задействует механизмы проекции и идентификации. Интуитивная Э. предполагает интуитивность как средство отражения др. человека; она способствует переработке информации о партнере по О. на бессознательном уровне, помогает предсказать его аффективные реакции. Выделяют и поведенческую Э., характеризующуюся доминированием волевого аспекта, предполагающую побуждение объекта Э. к каким-либо действиям, ожидание от партнера ответной эмпатийной реакции. На основании генезиса Э. отличают глобальную Э. (проявляющуюся, напр., в способности заплакать при виде плачущего человека), эгоцентрическую Э. (в к-рой реализуется осознание своего Я и отделение чувств др. человека от собственных) (М. Л. Хофман), просоциальную Э. (способность воспринимать переживания партнера с т. зр. его позиции) (Т. П. Гаврилова). Д. А. Хьюстон рассматривает личностную Э. (характеризующуюся глобальной эмпатической установкой субъекта) и ситуативную Э. (возникающую в конкретной ситуации и определяющуюся наличием сходства эмоционального опыта партнеров по О.). Отдельно выделяют этнич. Э. как способность сопереживать людям с однотипными психич. особенностями, сходными национ. чертами характера. Представители клиент-центрированного подхода в психотерапии ввели термин «точной Э», к-рая, по их мнению, предполагает способность не только понимать актуальные переживания партнера по О., но и передавать их вербально ясным и понятным для него языком. Совр. психологи говорят об эмпатийной личности, к-рая отличается гибкостью в О., способностью к позитивному мышлению, развитой способностью к децентрации, выраженностью альтруистических и демократических тенденций во взаимодействии с партнером. Эмпатические способности личности могут быть развиты в процессе специально ориентированного тренинга. Э. является профессионально важным качеством для специалистов помогающих профессий, в т. ч. психологов, психотерапевтов, педагогов, медицинских и социальных работников. Согласно К. Роджерсу, Э. психотерапевта во многом способствует конструктивным изменениям личности клиента. Методы, применяющиеся для диагностики Э. в психологии, характеризуется большим разнообразием. К ним относится наблюдение, анализ экспрессивных и психофизиол. проявлений субъектов О., самоотчеты и самоописания, специально разработанные вербальные опросники (напр., методика диагностики эмпатийных тенденций личности А. Мехрабиана и Н. Эпштейна (A. Mehrabian, N. Epstein) и тесты (напр., методика диагностики уровня развития способности к адекватному пониманию невербального поведения В. А. Лабунской и др.). Лит.: Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996; Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов-н/Д, 1999; Менджерицкая Ю. А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия. Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-н/Д, 1998; Она же. Эмпатия в межличностном общении // Психология личности. Учеб. пособие / Под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. М., 2007; Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. Тексты. М., 1984. Е. В. Зинченко, И. М. Юсупов

Просмотров: 2696
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • Возникновение психологии как науки
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Игрушка как средство общения
  • Изменение личности или познавательной способности на почве органического поражения головного мозга, не относящееся к синдрому лобной доли
  • ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ИЛИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ НА ПОЧВЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА, НЕ ОТНОСЯЩЕЕСЯ К СИНДРОМУ ЛОБНОЙ ДОЛИ (МКБ 310.1)
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Исследование экспрессии человека в общении: социально-психологическая концепция В. А. Лабунской
  • Кинезитерапия как средство терапевтического общения
  • Мобильный телефон как средство общения
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Общение как процесс
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Правовой статус человека, гражданина и личности -
  • Психодиагностическое общение : анализ особенностей взгляда партнера
  • Психодиагностическое общение : анализ особенностей мимики партнера
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья
  • РЕГРЕССИВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛИЧНОСТИ И В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
  • Социализация как процесс
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Учет психо-эмоционального состояния собеседника
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь