Слухи

процесс распространения предметных сведений по каналам межличностного О. Наряду с описываемыми событиями (реальными или воображаемыми) содержание С. отражает также обществ. мнение и настроение, стереотипы и установки аудитории. Поэтому изучение и составление баланса С. обеспечивает исследователя (психолога, социолога) ценными разносторонними данными о состоянии и динамике социально-психол. реальности. Вместе с тем циркулирующие С. служат самост. фактором формирования мнений, настроений, установок и т. о. опосредованно влияют на идеологические, полит. и эконом. процессы. С. принято классифицировать по 2 основным параметрам: экспрессивному и информационному. По типу эмоциональных реакций, выраженных содержанием С. (экспрессивный параметр), выделяются: С. - желание, С. - пугало, агрессивный С. По степени достоверности содержания (информационный параметр) С. выстраиваются в шкалу от ложных до близких к действительности; в ряде случаев содержание С. оказывается достовернее сведений из официальных источников и каналов массовой информации. Тем не менее, содержание С., циркулирующего в рамках широкой и политически значимой аудитории, не бывает полностью достоверным, потому что в процессе распространения сюжет подвергается закономерным изменениям: одни детали исчезают (сглаживание), другие гиперболизируются (заострение) или видоизменяются, приспосабливаясь к актуализированным стереотипам и установкам (адаптация). Основные факторы циркуляции С.: интерес аудитории к предмету и дефицит субъективно надежной информации. Второй фактор, в свою очередь, определяется соотношением количества, доступности официальных сообщений и доверия к источнику сообщений. Возникающий вследствие неудовлетворенного интереса информационный вакуум заполняется спонтанно или целенаправленно. Знание причин и закономерностей распространения С. помогает формировать «слухоустойчивую» информационную среду, а также оперативно ликвидировать нежелательные С. Лит.: Беззубцев С. Слухи, которые работают на вас. СПб., 2003; Горбатов Д. С. Сплетничание как социально-психологический феномен // Психол. журн., 2009, № 1; Дмитриев А. В., Тощенко Ж. Т. Общественное мнение в системе информационно-психологической безопасности // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сб. ст. и мат-лов конф.). М., 1996; Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. Толпа, слухи, политические и рекламные кампании. Учеб. пособие. М., 2005; Шерковин Ю. А., Назаретян А. П. Слухи как социальное явление и как орудие психологической войны // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. А. П. Назаретян

Просмотров: 938
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • Адаптация к аудитории
  • Аудиовизуальное средство распространения сообщений
  • Диагностика социально-психологической адаптации. К. Роджерс, Р. Даймонд
  • Другие психические расстройства вследствие повреждения или дисфункции головного мозга, либо вследствие физической болезни
  • Информационный потенциал информационно-коммуникационной предметной среды
  • Информационный потенциал информационно-коммуникационной предметной среды
  • Канал распространения
  • Общественное содержание
  • Основные исторические этапы развития психологической науки
  • Особенности групповой психотерапии у психически больных клиентов и проблемы их социальнопсихологической реабилитации
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Профилактика распространения ВИЧ, СПИД
  • ПСИХОМЕТРИЯ, также чтение по предмету
  • РАСПРОСТРАНЕНИЯ, ПОДАВЛЕНИЕ
  • СЛУХИ
  • слухи
  • Слухи
  • Слухи
  • СЛУХИ
  • Слухи
  • СЛУХИ
  • Слухи
  • СОДЕРЖАНИЕ ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СПОСОБЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ АБЗАЦНОЙ ТЕМЫ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Широта распространения чувства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь