Саногенное мышление в общении

(СГМ) - теория и практика управления своими эмоциями (в частности, такими отрицательными эмоциями, как обида, вина, гнев, зависть, стыд и др.), затрудняющими О., путем осознания и управления теми умственными операциями, к-рые автоматически порождают соответственную эмоцию. Технология обучения СГМ позволяет установить неуместность тех или иных умственных операций и выбрать уместные, расширяя тем самым многообразие ходов мысли, раскрепощая ее, предлагая новые умственные программы, что в итоге способствует предотвращению хронизации отрицательных эмоциональных переживаний. Теория и практика СГМ предложена Ю. М. Орловым (1991) в контексте санологии (комплексное направление медицинской науки и практики, изучающее здоровье). Принципы оздоровляющего мышления зародились в античной философии. Чтобы обслуживать человека, философ должен был научиться отличать системы мышления, к-рые приносят вред человеку, умножая его страдания и беспокойство, от других, к-рые способствуют достижению блага, атараксии, блаженства, счастья. Начиная с Эпикура, в античной философии общепринятым считался тезис о том, что мудрость состоит в различении вещей зависящих от нас и независящих. Человек должен научиться распознавать отдаленные последствия своих поступков, к-рые могут быть благоприятными и неблагоприятными. Эпикур предлагал каждому установить для себя предел, за к-рый он не хотел бы переходить, если бы даже и мог. Сенека предлагал отказаться от симбиотических отношений с людьми, следуя непривязанному отношению к дружбе, любви, богатству и даже жизни. Стоической философии мы обязаны принципом реалистичности в мышлении. Философия отношения к разным вещам формулирует требование соразмерности своих притязаний в жизни со своими способностями и иными возможностями. Понятие благоразумия Аристотелем рассматривалось как антитеза распущенности. Любое отклонение в сторону недостатка или избытка в удовлетворениях и удовольствиях им рассматривалось как порок, к-рый ведет к неблагополучию. Античность знала лишь 2 средства управления эмоциями подавление их и сдерживание внеш. проявления. В философии обыденной жизни каждой личностью решается задача объяснить (в первую очередь себе), почему обстоятельства таковы, а не иные. Понимание является условием эффективной ориентировки в жизненных ситуациях и принятия эффективных решений по тем или иным вопросам. Философия обыденной жизни человека в свою очередь определяет специфику его обыденного мышления. Мышление может работать и на то, чтобы уменьшить страдания от неудачи, поражения, необязательности близких, возникших препятствий в О. и пр. Многое зависит от способов мышления. Осн. принципы СГМ («здравомыслия»): а) принцип уместности умственных операций, б) принцип осознания привычек собственного ума, в) принцип интроспекции, г) принцип научности обыденного мышления. Противоположно саногенному патогенное мышление (ПГМ) - это мышление бессознательное, неуместное, приводящее к превращению отрицательных эмоций в хронические, в результате чего у человека возникает длительное субъективное ощущение неблагополучия. ПГМ предполагает слепое следование привычным стереотипам обыденного мышления, без осознания его последствий. Это не патологическое, а вполне норм. мышление, но оно патогенно. Обыденное патогенное мышление продлевает возникший стресс далеко за пределы объективного воздействия стрессора, приписывает нередко нейтральной ситуации свойства стрессовой. Практика обучения СГМ - отеч. синтетическая психотехнология, разработанная в 1980-е гг. независимо от зап. теории эмоционального интеллекта, хотя и близка ей по характеру решаемых практических задач. Являясь оригинальной авторской технологией работы с эмоциями, теория СГМ использует данные теории дифференциальных эмоций, в нек-рых своих идеях близка теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, практика обучения СГМ использует отдельные приемы, разработанные в контексте когнитивной (в частности, рационально-эмотивной психотерапии). Технология обучения доведена до уровня, позволяющего самост. усвоение СГМ. Используется для коррекции негативных эмоционально-насыщенных отношений человека к себе, к др. людям, сопровождающихся отрицательными эмоциями. Лит.: Орлов Ю. М. Саногенное мышление. М., 1991; Он же. Исцеление философией. М., 1997. Н. Д. Творогова

Просмотров: 1239
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • “ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ” ПРИНЦИП
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления
  • КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • КОНЦЕПЦИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • Концепция поэтапного формирования умственных действий
  • МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Мышление в общении
  • МЫШЛЕНИЕ КАК «ВНУТРЕННЯЯ» АКТИВНОСТЬ
  • Мышление саногенное
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии
  • Поэтапного формирования умственных действий концепция
  • Практика, как критерий истины
  • ПРИНЦИП ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • Принцип счастья жизни
  • Принцип экономии мышления
  • СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В МЫШЛЕНИИ. МЫШЛЕНИЕ О МЫШЛЕНИИ
  • СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ПСИХОЛОГИЗМ И АНТИПСИХОЛОГИЗМ В ИССЛЕДОВАНИИ МЫШЛЕНИЯ
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • Теория поэтапного формирования умственных действий
  • Теория поэтапного формирования умственных действий
  • ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • теория поэтапного формирования умственных действий
  • ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  • ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ ЭСТЕТИКА
  • ФОРМЫ МЫСЛИ, или: Формы мышления
  • ЭКОНОМИИ МЫШЛЕНИЯ ПРИНЦИП



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь