Методика «Сказочный семантический дифференциал». В. Ф. Петренко

Сказочный семантический дифференциал является психосемантической методикой и направлен на определение когнитивной сложности межличностного восприятия ребенка, а также для выделения его личностных конструктов и анализа его идентификации. Наряду с бумажным вариантом, имеется компьютерная версия методики (программисты М. Гамбарян и О. Митина, художник О. Андрусенко), где образы сказочных персонажей и вопросы ребенку высвечиваются на экране монитора. Методика ориентирована на детей от 3-4 лет. Предназначена также для диагностики умственной отсталости, аутизма и детской шизофрении. В отличие от методики Семантического дифференциала Ч. Осгуда, в «Сказочном семантическом дифференциале» используются не биполярные, антонимические качества (дескрипторы), а униполярные (однополюсные) характеристики. Детей просят оценить наличие (или отсутствие) у сказочного персонажа тех или иных личностных качеств. Добрый Айболит или нет, а Карабас? а Мальвина? И т. д. А ты сам добрый? Предлагается 16 шкал-характеристик. Дети воспринимают методику как своеобразную игру и часто дают комментарии по поводу своих оценок. Сказочные персонажи выступают здесь своеобразными нравственными эталонами добра и зла, через идентификацию с ними у ребенка формируются собственные ориентиры поведения. Атрибуция (понимание) качеств личности сказочного персонажа выступает важным этапом в формировании межличностного восприятия. Отдельные признаки у не развитого ребенка высоко коррелируют друг с другом. Отвечая на вопросы методики, дети тем самым заполняют (в компьютерном варианте методики - автоматически) ее матрицу данных, к-рая затем обрабатывается с помощью факторного анализа. Число выделенных независимых факторов отражает когнитивную сложность ребенка в сфере межличностного восприятия, а характер набора личностных качеств, вошедших в один фактор, - специфику его личностных конструктов. Сопоставление семантического пространства конкретного ребенка с нормативным семантическим пространством взрослых (в компьютерной версии методики осуществляемое автоматически) позволяет через меру подобия семантических пространств выводить меру социализации ребенка - то, насколько его оценки персонажей близки позиции взрослого человека. Так, дети, больные шизофренией, могут демонстрировать высокую когнитивную сложность - отдельные качества-характеристики персонажей независимы у ребенка друг от друга, но оценки самих персонажей разительно отличаются от позиции взрослого, а это означает, что данный ребенок обладает низкой мерой социализации. Лит.: Бодалев А. А. Психология общения. М., 2005; Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб., 2005; Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002. В. Ф. Петренко

Просмотров: 3763
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Амбивалентность поведения ребенка
  • ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
  • ДОМ РЕБЕНКА
  • ДОМА РЕБЕНКА
  • ДОМА РЕБЕНКА
  • ДОМА РЕБЕНКА
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым на первом году жизни
  • Диагностика субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н. Я. Семаго
  • Дневник развития ребенка
  • Дневники ребенка
  • ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
  • КОМИТЕТ ООН ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА
  • КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Методика «Межличностные отношения ребенка»
  • НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
  • ОПРОСНИК «16 ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ»
  • ПРАВА РЕБЕНКА
  • ПРАВА РЕБЕНКА
  • ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА, ФАНТАЗИЯ
  • Пособие на ребенка
  • РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ РЕБЕНКА
  • Сензитивность к потребностям ребенка
  • Стадии развития поведения ребенка
  • ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ
  • Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему
  • ФАНТАЗИЯ, ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА
  • дом ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь