МАК-ДАУГАЛЛ Вильям

(1871-1938) - англо-американский психолог, один из основателей социальной психологии (ввел этот термин в 1908), авт. концепции гормической психологии. Образование получил в Ун-те королевы Виктории (бакалавр, магистр, 1890), затем учился в Кембриджском ун-те (бакалавр гуманит. наук, 1894; бакалавр мед. наук, бакалавр химии, магистр гуманит. наук, 1897). С 1894 по 1898 г. изучал медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. В 1898 г. сопровождал в кач. врача группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психол. диагностику местных жителей. Проходил науч. стажировку у Г. Э. Мюллера в ун-те Геттингена в Германии по проблеме цветового зрения (1900). С 1901 по 1904 г. - ассистент в эксперим. лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, где вместе с Ф. Гальтоном работал над созданием психол. тестов. Их исследования повлияли на развитие факторного анализа. Как и Ч. С. Пирс, он работал в это время в Лондонском университетском колледже. С 1904 по 1920 г. преподавал ментальную философию в Оксфордском ун-те. В 1908 г. защитил магистерскую дис. Написал ряд книг, в частности «Physiological Psychology» (1905) и «Body and Mind: A History and Defense of Animism» (1911), где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920 г. переехал в США, где стал преемником Г. Мюнстерберга в Гарвардском ун-те. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, перебрался в 1927 г. в ун-т Дьюка, где стал деканом ф-та психологии. Одна из важнейших его работ - «An Introduction to Social Psychology», 1908, в рус. пер.: «Основные проблемы социальной психологии», 1916, где он сформулировал осн. принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его «гормической психологии» как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психич. процессов и их энергетической основе. Свои идеи он противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж. Уотсоном об инстинктах (1913). В кач. осн. движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения, но его понимание инстинкта из-за расплывчатости вызвало критику специалистов по этологии, в частности К. Лоренца. Термин инстинкт был в дальнейшем заменен им на термин «склонность», представляющую собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе опр. последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Первоначально он выделял 12 видов инстинктов; по его мнению, осн. инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, являющимися внутр. выражением инстинктов. Он критиковал теорию Джемса-Ланге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности. Как один из начинателей социально-психол. исследований, он пытался дать науч. интерпретацию процессам в социальных группах. Трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое О. - как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп, развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе (The Group Mind, 1920). В 1927 г. при участии Дж. Райна организовал в ун-те Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психич. энергии как такой же действенной, как и физическая (The Frontiers of Psychology, 1934). Пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. Его работы в этой обл. дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик. Осн. труды: Pagan Tribes of Borneo, V. 1-2, 1912; An Outline of Psychology, 1923; An Outline of Abnormal Psychology, 1926; Character and the Conduct of Life, 1927; Emotion and feeling distinguished / (ed.) Reymert M. L.; Feelings and Emotions, Worcester, 1928 (в рус. пер.: Различение эмоции и чувства // Психология эмоций. Тексты, 1984); World Chaos, 1931; The Energies of Men: The Fundamentals of Dynamic Psychology, 1932; Psycho-analysis and Social Psychology, 1936; Psychology: Study of Behavior, 1912, 2 ed., 1952. И. М. Кондаков

Просмотров: 1060
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • Бакалавр, магистр, доктор
  • Возникновение психологии как науки
  • Гипноз как инструмент исследования
  • ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (DEPTH PSYCHOLOGY)
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Образование как система
  • ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • Эволюционная психология (EVOLUTIONARY PSYCHOLOGY)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь