Коммуникационная ошибка: виды

Существуют след. виды коммуникационной ошибки (К. о.): 1) собственно К. о. - обусловлены заблуждениями, упущениями или неосведомленностью субъекта, к-рые сказываются на результатах формирования коммуникационного намерения (целей и задач коммуникации) и планирования его реализации в коммуникационной деятельности; 2) коммуникационные пробелы - имеют отношение к мнемической деятельности субъекта, обеспечивающей его коммуникацию. Они заключаются в погрешностях процессов памяти, обеспечивающих запоминание, сохранение и воспроизведение коммуникационного намерения и плана коммуникационной деятельности; 3) коммуникационные оплошности - связывают ментальный и операциональный уровни коммуникации. Они возникают на этапе выполнения запланированной последовательности коммуникационных действий в процессе решения коммуникационных задач и движения к конечной цели коммуникации. Кроме этого существуют латентные и активные К. о. Латентные К. о. скрыто существуют в текущей коммуникации, и, как правило, переносятся в актуальную коммуникационную ситуацию из прошлых, завершившихся ситуаций О. (напр., неуместное использование всевозможных коммуникационных шаблонов и клише, неадекватные коммуникационные установки по отношению к партнеру, неоправданные приемы воздействия и проч.). Своевременно непроработанные и неисправленные латентные К. о. имеют тенденцию закрепляться в индивидуальной коммуникационной деятельности субъекта в форме непродуктивных стратегий коммуникации и характеризуют стилевые особенности коммуникационной деятельности. Активные К. о. - непосредственные коммуникационные действия, не соответствующие целям и задачам коммуникации. Активные К. о. подразделяют на 3 типа, связанные с правилами, знаниями и навыками. 1) К. о., связанные с правилами, характерны для процессов решения стандартных коммуникационных задач и проявляются в неверном выборе правила или процедуры коммуникации. 2) К. о., связанные со знаниями, возникают в нестандартных, сложных, нерегламентированных коммуникационных ситуациях, для к-рых не могут быть установлены правила и алгоритмы (этот тип К. о. обычно допускают индивиды с недостаточным уровнем развития коммуникативной компетентности и небогатым опытом О.). 3) К. о., связанные с навыками, возникают при чрезмерной или недостаточной мотивации О. Чрезмерная мотивация заставляет индивида сознательно контролировать процесс коммуникации на всех его этапах, что может привести к сбою, десинхронизации О., изменить его структурно-динамические характеристики, т. к. коммуникационный процесс, основанный на реализации автоматизированных навыков, не нуждается в постоянном контроле. Недостаточная мотивация к осуществлению успешного, продуктивного О. также приводит к возникновению К. о. в силу того, что лишает О. интенциональности - одной из его базовых характеристик, к-рая обеспечивает стабильное, интенсивное взаимодействие субъектов на протяжении всего коммуникационного процесса в его развитии от постановки коммуникационной задачи до получения коммуникационного результата. Лит.: Дормашев Ю. Б., Романов В. Я. Психология внимания. М., 2007; Reason J. Human Error. Cambridge, UK, 1990. Е. В. Цуканова

Просмотров: 2005
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • БАРЬЕРЫ КОММУНИКАЦИИ
  • Барьеры коммуникации
  • ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
  • Восходящие коммуникации
  • ВТОРОЕ ПРАВИЛО КОММУНИКАЦИИ (SECOND RULE OF COMMUNICATION)
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Информационный потенциал информационно-коммуникационной предметной среды
  • Информационный потенциал информационно-коммуникационной предметной среды
  • КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ
  • КОММУНИКАЦИИ
  • КОММУНИКАЦИИ БАРЬЕРЫ
  • КОММУНИКАЦИИ МОДЕЛЬ
  • КОММУНИКАЦИИ СИТУАЦИЯ
  • КОММУНИКАЦИИ СТИЛЬ
  • КОММУНИКАЦИИ ЦЕПЬ
  • МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
  • Модели коммуникации
  • Невербальные коммуникации
  • Нисходящие коммуникации
  • ПЕРВОЕ ПРАВИЛО КОММУНИКАЦИИ (FIRST RULE OF COMMUNICATION)
  • Пиар (PR)-коммуникации
  • Процессы коммуникации
  • Стадия принятия решения и его оценки
  • Теория коммуникации
  • Убеждающие коммуникации
  • ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ
  • Функции коммуникации
  • Эффективность коммуникации
  • Язык коммуникации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь