ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ

- исторически сложившиеся формы производства и распространения соц. информации, зависящие от обществ. отношений, уровня экономич., технич. и культурного развития об-ва, структуры власти и форм управления и т. п. Анализ специфики Ф.к. предполагает изучение особенностей основных их элементов и связей в процессе коммуникации. По характеру участвующих в коммуникации соц. субъектов различаются - автокоммуникация, межличностная, групповая и массовая коммуникация;  по способу связи и особенностям канала выделяются непосредственные, Технически и социально опосредствованные формы коммуникации;  различия в форме коммуникативных систем позволяют отличить иерархич. организованные (аксиальные) и основанные на всеобщем доступе централизованные (ретиальные) способы распределения информации. Используемые при кодировании и декодировании информации знаковые средства (основа различения, напр., вербальной и невербальной коммуникации) служат основанием для выделения искусства как особой Ф.к. По соц. организации коммуникация бывает формальная и неформальная, институционная и стихийная, односторонняя и двухсторонняя. Выделение конкретных Ф.к. как элементов существующей в каждом об-ве информационной системы требует одновременного учета всех основных характеристик коммуникации. На разных этапах обществ. развития можно наблюдать изменение структуры информационной системы, увеличение или уменьшение значимости определенных Ф.к., возникновение новых возможностей коммуникации. В развитии Ф.к. выделяют несколько качественных скачков, т. н. коммуникационных революций, вызванных одновременным изменением технич. способов производства и передачи информации, соц. условий ее распределения и потребления. Таким скачкообразным изменением Ф.к. является переход от господствующего в первобытном об-ве непосредственного устного межличностного общения к письменности как основе предметно опосредствованных, не требующих личного контакта Ф.к. Одновременно с этим возникали первые соц. ин-ты, специально занимающиеся созданием, сбором, хранением и распределением информации, "законсервированной" в виде письменных сообщений. Эти ин-ты обеспечивали соответствие распределения информации согласно жесткой иерархии соц. и политич. отношений в ранних типах классового об-ва. С возникновением капиталистич. производственных отношений, зарождением бурж. демократии в корне изменились соц. условия производства и распределения информации. Это сделало возможным использовать появившиеся ранее средства печатного размножения и передачи сообщений для развития новых технически опосредствованных форм производства и распределения информации. В дальнейшем возникает коммуникация массовая  (см.), обеспечивающая широкий доступ населения к определенной части соц. информации, и в то же время ставшая мощным средством соц. контроля над сознанием и поведением людей. Эта вторая "коммуникационная революция", начавшаяся с зарождения прессы в XVI в., достигла высшей точки развития с появлением электронным средств массовой информации - радио, а затем телевидения. Наряду с бурным развитием массовых Ф.к. разрастается система специализированных каналов информации, обеспечивающих различн. формы групповой коммуникации. Преодоление тенденций к концентрации и монополизации в области массового производства и потребления информации нек-рые социологи (Д. Белл, А. Тоффлер и др.) связывают с происходящей сейчас в мире третьей "коммуникационной революцией", рождением новых Ф.к., основанных на обеспечиваемых персональными компьютерами двухсторонних связях потребителей информации с общедоступными информационными банками. Лит.: Роджерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникация в организациях. М., 1980; Шиллер X. Манипуляторы сознанием. М., 1980; Родионов Б.А. Коммуникация как социальное явление. Ростов, 1984; Каган М.С. Мир общения. М., 1988; McQuail D. Communication. L., N.Y., 1984. М.Й. Лауристин.

Просмотров: 2590
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • АДАПТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОТОБРАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (А. СОИ)
  • Анализ информации
  • ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ПОТОК МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • ИЗУЧЕНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ
  • Каналы массовой информации, коммерческие
  • Каналы массовой информации, общественные
  • ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ (АСНПИ)
  • Национальная политика или стратегия в области информации
  • Операции с ценными бумагами на основе внутренней информации
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • ПОТЕРИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОБЩЕНИИ
  • ПРЕОДОЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ УСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
  • СИСТЕМА ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
  • СМИ - средства массовой информации
  • Соц-арт
  • СОЦ-АРТ
  • СОЦ-АРТ
  • Социология средств массовой информации
  • СОЦИОЛОГИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации
  • СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • Средства массовой информации
  • Средства массовой информации (СМИ)
  • Средства массовой информации, СМИ (массмедиа)
  • СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь