Центрация

(англ. centration, centering от лат. centrum центр круга, средоточие) - это один их фундаментальных механизмов психики, к-рый обеспечивает автономное и стабильное состояние индивида. Следует различать Ц. как проявление психич. процессов и как установку личности. В гештальт-психологии эффект Ц. был установлен В. Келером и М. Вертхаймером при исследовании зрительных иллюзий, заключающийся в том, что элементы, на к-рых фиксируется взгляд, переоцениваются по сравнению с остальными. Поле восприятия как бы расширяется в зоне «фокуса внимания» при одновременном сжатии и нек-ром искажении периферийной части поля. Следствием Ц. являются частичная деформация воспринимаемого объекта, возможность появления «систематических ошибок» в оперировании с его образом и практической деятельности с ним. В работах Ж. Пиаже обосновано качественное различие форм Ц., имеющих место в восприятии и интеллекте. На личностном уровне Ц. ведет к проявлениям эгоцентризма, а в межличностном взаимодействии может стать основой развития механизмов проекции и стереотипизации, что чревато ухудшением процесса взаимопонимания. В исследованиях по межличностному восприятию эффект Ц. обнаружен С. Ашем, к-рый установил, что в создании целостного представления о личности др. человека нек-рые его воспринятые качества выступают как центральные, вокруг к-рых группируются другие. Понятие Ц. используется для описания эффектов полит. пропаганды, когда акцентируется внимание на опр. аспектах ситуации в результате чего происходит смещение внимания с других. В полит. имиджелогии эффект Ц. используется для создания опр. образа государства или полит. деятеля. В ходе пропаганды акцент делается на опр. чертах или свойствах субъекта, в результате чего др. его качества остаются вне внимания аудитории. В процессе нарушения взаимодействия, особенно в конфликтах, Ц. может приводить к искажению смыслов передаваемого сообщения и к эгоцентрической оценке происходящих событий и ситуации. В онтогенезе проявление Ц., вероятно, вызвано потребностью обеспечения автономии личности как интегральной единицы в системе отношений с др. людьми и предметами объективной действительности. Согласно исследованиям В. А. Недоспасовой, существует механизм последовательных Ц. Его суть заключается в последовательной реализации способности ребенка представить себя на месте другого (персонажа задания). Также показано, что в дошкольном возрасте механизм последовательных Ц. является условием преодоления эгоцентризма детского мышления. Активизация с помощью специально организованных заданий этого механизма способствует тому, что дети опр. возраста могут преодолевать эгоцентризм своего мышления и правильно решать задачи, предложенные Ж. Пиаже. Лит.: Недоспасова В. А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста. М., 1972; Пашукова Т. И. Центрація // Словник-довідник термінів з конфліктології. Чернівці-Київ, 1995. Т. И. Пашукова

Просмотров: 732
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Делать вид, что не понимаешь
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Методика исследования эгоцентризма в общении и взаимодействии. Т. И. Пашукова
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Рефлексия как механизм общения
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Упирать на что-л
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • эгоцентризм (лат. EGO – и CENTRUM – центр круга)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь