Судьба

И в обыденном словоупотреблении и в истории философии существуют очень разные представления о том, что именуется судьбой. Можно выделить основные варианты понимания С. как в оценочном, так и в содержательном плане. Оценочные отношения: сугубо отрицательное (злое и злобное начало вроде Гемарке гностиков); уважительное (начало, с которым умный человек обязательно считается); нейтральное (независимо от её роли, она есть); игнорирующее (представление или метафора донаучного уровня). В онтологии, очевидно, уместно отношение нейтральное: как к факту, котрый надлежит проанализировать. По содержанию С. понимается либо как нечто фатально неизбежное (и тогда это действительно синоним абсолютной детерминации), либо предпринимаются попытки выявить собственный категориальный смысл этого понятия. О. Шпенглер противопоставлял С. причинности, связывая её со становлением и временем и считая,что это символ, а не понятие. А.Ф Лосев предложил более широкую трактовку: «Время есть подлинно алогическая стихия бытия – в полинном смысле судьба или, в другой опытной системе, воля Божия». Т.е.С.связана со становлением и, в то же время, этоопределенная предзаданность, но не детерминистская, а типа программы. С позиций коррелятивной онтологии С. по отношению к сущему есть становящееся взаимодействие детерминистской обусловленности, неопределенности, случайности и и воздействия иной субъективной реальности, представляющее собой событие, разрешающееся определенным результатом в точке бифуркации. Таким образом, С. содержит в себе и предсказуемые и непредсказуемые моменты. Мы определили понятие С., но сама по себе в целом она не поддается исчерпывающему понятийнму познанию. Такого рода определение может служить примером того, чт Николай Кузанский называл «знанием о незнании». В поэтической форме идею С. можно выразить таким образом: Своего никогда не упустит. / На своем всегда настоит. / Не допустит. И не отпустит. / Но на ней этот мир стоит. - Сагатовский В.Н. Философия развивающеся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях Ч. 2: Онтология. СПб. 1999. С. 238.

Просмотров: 766
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.




Другие новости по теме:

  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • Воля как характеристика сознания
  • Воспитание в широком смысле есть процесс
  • ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • История средневековой философии. Патристика.Понятие о патристике и ее основные особенности
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Понятие бытия и проблема сущности и существования в средневековой философии
  • Прекрасное есть жизнь
  • Принцип(метаф.) или начало
  • Принятие другого таким, каков он есть
  • ПРИРОДА: ПОНЯТИЕ В НОВОЕ ВРЕМЯ
  • Причинностные отношения, или отношения причинности
  • СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • СОБЫТИЕ (EREIGNIS) В ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ М. ХАЙДЕГГЕРА
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Схоластическая философия: утверждение гармонии веры и разума Отношение церкви к рациональному познанию
  • Тератологический, то есть относящийся к тератологии
  • Философское учение Г.В. Лейбница Генезис философии Лейбница: отношение к предшествующей философии. Понятие субстанции
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек как ученый
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь