НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ

- 1) категория этнопедагогики (см.), характеризующая с качественной стороны мудрость народа, основанную на опыте и знаниях, свойственную соответствующему духу, культуре, мировоззрению народа и используемую в воспитательных целях в качестве наставлений, заповедей, нравоучений о "должном",нравственном поведении; 2) характеристика знаний и способностей человека, обладающего большим умом и имеющего талант учителя. Как категория этнопедагогики и этнопсихологии Н.п.м. выступает в качестве собирательного понятия, адекватно соотносящегося с такими понятиями, как "народная мудрость воспитания", "педагогическая мудрость". Это прежде всего связано с принадлежностью этого феномена к классу наиболее широких народных, этико-педагогических явлений и процессов, отражающих глубину и значимость воспитательных взаимодействий представителей определенной этнической общности. В процессе формирования и закрепления Н.п.м. как бы проходит через процедуру обобщения: отличающиеся особой устойчивостью и направляемые усилиями людей (стремящимися сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений этико-педагогические и социально-психологические нормы, заповеди, наставления) формы поведения закрепляются, совершенствуются и принимаются в качестве установок, правил или нормативов, свойственных духовному, социокультурному опыту и знаниям всего народа. Среди наиболее известных и применяемых форм выражения Н.п.м. можно выделить "малые" жанры фольклора, прежде всего народные пословицы, имеющие ярко выраженный назидательно-дидактический и психологический смысл. Как личностная характеристика. Н. п. м. выступает как качество личности, приобретенное ею в процессе накопления социокультурного и национального опыта, знаний, и определяющееся нравственными установками и духовно-ценностной средой проживания индивида. В этом смысле Н. п. м. имеет своего "автора"- носителя данной мудрости. Это может быть коллективный орган - "совет старейшин" или отдельный человек, обладающий ясным умом и знаниями народной жизни, пользующийся большим уважением и авторитетом среди людей данной общности (вождь племени). Про таких людей говорят - "мудрый человек". Именно в них, больше чем в других людях, сфокусированы опыт и знания народа по воспитанию новых поколений, а также практические умения и навыки воплощения и передачи этого опыта и этих знаний своим ученикам своему окружению. Память о носителях народной педагогической мудрости передается от поколения к поколению, становясь памятью-символом.

Просмотров: 1554
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • Воля как характеристика сознания
  • ВРАГ НАРОДА
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОБЩНОСТИ ЛЮДЕЙ
  • Качество жизни пожилых людей
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
  • Народная педагогическая мудрость
  • Народная педагогическая мудрость
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Память как знание
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Самоубийство как образ жизни
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • Человек как ученый
  • ЧИСЛЕННОСТЬ НАРОДА
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт
  • Языковые права народа



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь