ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич

[4(16) 7 1881, Проскуров. Подольской губ., ныне Украина — 58 1962, Париж], философ и богослов, теоретик и историк педагогики, обществ. деятель Окончил (1909) Киевский ун-т, с 1912 доцент, с 1915 проф. этого ун-та, преподавал также на высших жен курсах Дир Киевского Фребелевского ин-та дошк. воспитания Пред. Киевского религ. -филос. и Фребелевского об-в В 1919 мин культуры и вероисповеданий в пр-ве П П Скоропадского Эмигрировал в Югославию в 1920—22 проф. Белградского ун-та.

С 1922 в Праге Пред. Пед.бюро по делам ср и низшей рус. школы за границей (1923—27), организатор пед.съездов и совещаний Один из основателей Русского пед.ин-та им Я А Коменского, где заведовал кафедрой эксперим.и дет психологии (1923—26). Возглавлял (1923—60) Рус. студенч. христ. движение (РСХД) С 1927 проф. Свято-Сергиевского Православного богословского ин-та в Париже, вел курсы философии, богословия, педагогики и психологии, рук Религ. -пед.кабинетом (1927—58) В 1942 принял сан священника.

Взгляды 3 прошли сложную эволюцию Отринув юношеский атеизм, он вначале увлекся идеями Вл Соловьева и Л Лопатина, а затем пришел к христ. антропологии и философии В русле гуманистич. традиции рус. религ. философии обосновывал православную педагогику «духовного устроения» Как психолог 3 выполнил под рук Г И Челпанова исследование «Совр. состояние психофизиологич. проблемы» (опубл в 1912), в к-ром подверг критике эксперимент психологию и педагогику. Рассматривая проблемы психологии в тесной связи с педагогикой, 3 отстаивал идею целостности личности в единстве интеллектуального и эмоционального и единства воспитания и образования (приоритет отдавал воспитанию) Индивидуальность — по 3 — осн. ориентир воспитания и образования, но «правда индивидуализма» должна соотноситься с «правдой универсализма» личности.

Исследовал вопросы психологии детства, в т.ч. воздействие войны, революции, эмиграции на состояние дет души В основе периодизации детства — идея «иерархической конституции» личности на каждом этапе доминантой оказывается одна из ее страт (тело, душа, дух), соответственно меняется специфика развития, выбор задач и средств воспитания Гл. задачу видел в том, чтобы «помочь молодежи обрести самих себя»

3. утверждал, что человек не может быть понят вне его социальных связей и именно социальное воспитание призвано стать фактором развития потребности в солидарности, самодеятельности, активности. 3. считал нежелательным как привнесение в школу «элементов партийности», так и проникновение в души «яда антисоциальности». Среди факторов становления личности он рассматривал семью, школу, традиции, обычаи, родной язык, человечность, основы наук. Оставаясь сторонником светского шк образования, он уделял значит. внимание религ. воспитанию детей и православию как фактору нац идентификации в условиях эмиграции. Большое значение он придавал приходской жизни детей В парижский период проявилось стремление 3 к толкованию проблем педагогики с позиций православия Гл. идеей 3 становится «оцерковление жизни», глубокое духовное приобщение к ценностям христианства, особенно к воплощенным в иск-ве, философии, лит-ре 3 не был чужд идеям экуменизма Свою пед.концепцию 3 изложил в труде «Проблемы воспитания в свете христ. антропологии» (Париж, 1934, переизд в России в 1993)

3. создал направление рус. православной педагогики за рубежом (Л А Зандер, И А Лаговский, О С Четвериков и др. ) Цель школы определялась как помощь детям в их духовном росте После принятия священнического сана дальнейшая воспитат. концепция 3 концентрировалась как педагогика «духовного делания».

В кн. «История русской педагогики в XX в » (1960) одним из первых дал ее единый очерк, охватив проблематику рос. дореволюц и сов периодов и рус. зарубежья. В сов. пед.системах 3 отмечал филос. противоречивость, прагматизм, диктат коммунистич идеологии, превратившейся в разновидность «религиозной» Пед.воззрения 3 испытали влияние евразийства

Соч: Социальное воспитание, его задачи и пути, M, 1918, О пед.интеллектуализме, Рус. школа за рубежом, 1923, кн 4, Психология детства, Лейпциг, 1924, Курс общей психоло гии, Прага, 1925, Беседы с юношеством в вопросах пола, Париж, 1929, На пороге зрелости, Париж, 1929 Апологетика, Париж, 1959, История рус. философии, т 1—4, Л, 1991

Лит ВерховскийС, Отец В Зень-ковский, Новый журнал, Нью-Йорк, 1961, №70, Лосский H О, Отец В Зеньков-скии, в кн История рус. философии, M, 1991, Памяти о В Зеньковского, Париж, 1984, МальцеваВ М, В В Зеньковский о духовно-нравств. развитии личности, П, 1994, № 4 E Г Осовский, М В Богуславский.

 

Просмотров: 988
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • История педагогики
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • История педагогики
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • Методологические основы педагогики (социальной педагогики)
  • Моделирование (в пед.)
  • Основные идеи философии Т. Гоббса. Роль, функции и специфика философии
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • ОЧЕРК РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ПАРИЖ (в аспекте экологии культуры)
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь