УСТЬ-ОРДЫНСКИЙ БУРЯТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

входит в Иркутскую обл. Рос. Федерации. Пл. 22,4 тыс. км2. Население 142 тыс. чел., в т. ч. 36% - буряты (1994). Центр - пос. Усть-Ордынский.

Первые уч. заведения (Балаганское, Идинское и др. уч-ща). созданы по уставу 1804. В 40-х гг. 19 в. для усть-ордынских бурят действовали 4 приходских уч-ща. Сеть сельских нач. уч. заведений не была стабильной, тем не менее в 60-х гг. 19 в. буряты могли учиться почти в 20 школах. Значит. роль в привлечении бурят, детей к шк. обучению сыграли выпускник Петерб. ун-та И. И. Пирожков, питомцы Балаганского уч-ща Ф. Жербаков, Н. Алексеев и др. В 1875 стали открываться миссионерские школы (10 в 1880), появились частные уч. заведения. В большинстве уч. заведений преподавание шло на рус. языке. В нач. 20 в. работали 5 двухклассных, 20 инородческих уч-щ.

После установления сов. власти (1920). началось создание регулярной сети уч. заведений; развернулась ликвидация неграмотности. В Усть-Ордынском районе Бурят-Монг. АССР. (с 1923). действовало св. 140 школ I ступени, 5 школ II ступени (всего ок. 6 тыс. уч-ся). В Иркутске и Улан-Удэ началось издание сов. учебников для бурят, школ, в разработке к-рых участвовали Г. Цыбиков, В. Барадин и др.

В нач. 30-х гг. введено всеобщее нач. обучение. Его распространение осложнялось нерешённостью вопроса о родном языке усть-ордынских бурят.н. сменой графим, основ письменности. В 1932 открылось Боханское пед. уч-ще. В Усть-Ордынском нац. округе (с 1937). после перевода письменности (1939). на рус., графич. основу сложились условия для постулат, развития школы с преподаванием на бурят, языке: действовало св. 160 нач., 16 семилетних и 4 средние школы (ок. 20 тыс. уч-ся). Стали развиваться дошк. учреждения.

В кон. 50-х гг. введено всеобщее семилетнее обучение, в нач. 60-х гг. - всеобщее восьмилетнее. Всего работало ок. 300 общеобразоват. школ (св. 26 тыс. уч-ся). В 70—80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи. Преподавание на бурят, языке осуществлялось в более чем 100 школах авт. округа (с 1978), но охватывало практически только период нач. обучения. В 70-х гг. начался постепенный перевод обучения на рус. язык; бурятский считался самостоят. предметом. Изучение истории, культуры, нар. творчества бурят стало носить эпизодич. характер. Сократился выпуск уч. лит-ры.

С 1988 все учащиеся-буряты получили возможность изучения родного яз. и лит-ры в течение всего курса ср. школы. Началась разработка обновлённых уч. планов и программ, новых учебников. В нач. 90-х гг. введён факультативный интегрированный курс «История и иск-во Бурятии».

В 1996 в 163 дошк. учреждениях (в т. ч. 136 дет. садах). насчитывалось св. 8 тыс. воспитанников (38% детей соответствующего возраста). В 1995/96 уч. г. в 248 общеобразоват. школах (79 средних, 19 базовых, 150 нач.). обучалось 29 тыс. чел. Преподавание на бурят, языке ведётся в 102 школах, всего на бурят, языке обучалось св. 7 тыс. чел. По вечерней форме учится св. 500 чел. В школах занято 2,7 тыс. учителей (св. 62% с высш. образованием). Среди внешкольных учреждений округа 5 Домов дет. творчества, 7 муз. школ, 3 худож. школы, 7 ДЮСШ; имеются станции юных техников, юных туристов, юных экологов, дет. конно-спорт. школа. Действуют 3 СПТУ, 2 филиала СПТУ.

Учителей высш. квалификации готовят пед. ин-ты Иркутска, Улан-Удэ и Иркутский ун-т (бурят, отделение); средней квалификации - Боханское педучилище. В округе работают выпускники др. вузов и ср. спец. уч. заведений Рос. Федерации. Для учителей с 1990 работает окружной ин-т повышения квалификации. Л. Ф. Мантраков.

Просмотров: 853
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 - нач. 17 вв.)
  • Восприятие зрителями спектакля на неродном языке
  • ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, всеобуч, всеобщее образование
  • ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ в расчете на 10 тысяч населения
  • Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Гендерная асимметрия в языке (андроцентризм языка, фаллологоцентризм)
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • ЗИЗАНИЙ (Тустановский) Стефан (2-я пол. 16-нач. 17 в.)
  • ИЗМЕНЕНИЕ В ЯЗЫКЕ (ЯЗЫКОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ)
  • КРАТИЛ (KRATYLOS) из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • КРАТИЛ из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • ЛИЦИНИЙ НАМЫСЛОВСКИЙ Ян (нач. 1560 - ок. 1635)
  • Локк: «опыт о человеческом разумении». Простые и сложные идеи. Учение о языке
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • Общение на иностранном языке
  • Объем коммуникации на языке
  • ОБЪЕМ КОММУНИКАЦИИ НА ЯЗЫКЕ
  • П.Флоренский:Учение о языке
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И ОТДЕЛЕНИЯ при начальных школах
  • Расположенность к общению на том или другом языке
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • Сменность работы школ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь