СОВЕТКИН Фёдор Фролович

[1(13).6.1886, с. Новое Шаткино Кузнецкого у. Саратовской губ., ныне Камеш-кирского р-на Пензенской обл., - 28.6.1967, Москва], деятель образования, педагог, методист, проф. (1947), д-р пед. наук (1961), засл. деят. Морд. АССР. (1956). Окончил Казанский учительский ин-т (1906). и Моск. коммерч. ин-т (1914). Пед. деятельность начал в 1902 учителем Атаманской станичной школы, с 1906 преподавал в гор. 4-классном уч-ще (Пенза), коммерч. уч-ще и торг, частной школе (Москва). В 1917 организовал (совм. с M. E. Евсевьевым). Морд, культ.-просвет. об-во в Казани. Затем работал в Чистопольской учительской семинарии, с 1919 ректор созданного на её базе Высш. ин-та нар. образования. В 1925- 1944 науч. сотрудник, зав. отделом, консультант Наркомпроса; одновременно в 1925—32 директор школ 2-й ступени, завуч летних центр, курсов подготовки морд, учителей в Москве (1926—28), чл. секции просвещения национальностей ГУСа. С 1943 в системе АПН РСФСР: зав. сектором родного и рус. яз. НИИ методов обучения, с 1949 директор НИИ нац. школ (с 1952 зам.).

Принимал активное участие в организации обучения детей и взрослых финно-угорских и др. народов РСФСР. Разрабатывал теоретич. концепцию учебника и соответствующих пособий для учителей нерус. школ, организац. основы програм-мно-метод. работы по вопросам преподавания родного и рус. языков в школе для нерусских учащихся. Обобщил опыт школ Мордовии. В годы Вел. Отеч. войны подготовил ряд пособий по рус. яз. для бойцов Красной Армии, не владевших рус. языком.

В АПН продолжал исследование проблем теории и методики преподавания родного и рус. языков в школах РСФСР. В монографии «Методика родного языка в мордовской (эрзя). школе» (1959). предложил свою систему изучения родного языка, основанную на органич. связи преподавания родного и рус. языков.

С. создал св. 30 учебников для морд., марийской и др. школ. Его учебники по рус. яз. для 1—4-х кл. морд, школы были стабильными (к 1968 - 16 изд).

Соч.: Избр. труды, т. 1—3, [вступ. ст. Н. А. Баскакова и Ф. И. Сетина], Саранск, 1974—81; Методика обучения рус. яз. в нач. нерус. школе, М., I960 (ред. совм. с В. М. Чистяковым); Родной и рус. яз. в нац. школе, М., 1962 (ред. совм. с В. В. Решетовым).

Лит.: С с т.н. и Ф. И., Проф. Ф. Ф. Совет-кин, Саранск, 1974; его же, Ф. Ф. Советкин, в сб.: Просветители и педагоги Морд, края, Саранск, 1986. А. И. Брыжинский, В. II Киржаева. 

Просмотров: 817
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»
  • Влияние родного языка на чужой
  • Выбор курсов для изучения
  • Готовность детей к обучению в школе
  • Готовность к школе
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • ИСТОРИЯ в школе
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • методы обучения в высшей школе
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
  • ОПЫТНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Наркомпроса РСФСР
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ (НЕГОТОВНОСТЬ) ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Семантическая концепция истины (для формализованных языков) А. Тарского
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • СОВЕТКИН Фёдор Фролович (1886-1967)
  • Тайноречная функция второго или родного языка
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • Учебный центр для взрослых
  • ХИМИЯ в школе
  • цели обучения в высшей школе
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь