СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ

Республика Северная Осетия - Алания, входит в Рос. Федерацию. Пл. 8 тыс. км2. Нас. 634 тыс. чел. (1989); 53% - осетины, среди др. народов наиб. многочисленны русские, армяне, грузины, украинцы, кумыки. Столица - Владикавказ.

В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет.н. старше приходился 831 чел. с высшим и средним (полным и неполным). образованием (в 1979 - 715 чел.). В отраслях экономики было занято св. 136 тыс. специалистов, в т. ч. ок. 60 тыс. с высшим (полным и неполным). и ок. 76 тыс. чел. со средним спец. образованием.

Предки осетин - аланы в 10 в. приняли христианство. В 10—12 вв. они создали своё гос-во. В этот период зародилась осет. письменность на основе греч. графики. После вторжения монголо-татар на Сев. Кавказ (13 в.). и нашествия Тимура (кон. 14 в.). осет. культурная традиция была прервана. Её возрождение началось в 18 в. Первые рукописные осет. книги появились в 1748—53 как переводы груз, христ. лит-ры. Первая школа открыта в 1764 в рус. крепости Моздок.

С присоединением Осетии к России (1774). усилилось рус. влияние на культуру осетин. В кон. 18 - нач. 19 вв. действовала Духовная комиссия Осетии, целью к-рой стало распространение православия на Кавказе; открывались миссионерские школы, в к-рых обучение грамоте и основам христ. веры велось на рус. и осет. языках. При участии Гайоза Ректора и священника Павла Генцау-рова была предпринята попытка создать осет. письменность на церк.-слав. основе; в 1798 в Москве отпечатана кн. «Начальное учение..» с параллельными текстами на рус. и осет. языках. Придворный богослов картлийского царя Ираклия II Иван Ялгузидзе (Габараев). составил осет. алфавит на груз, графин, основе. В 1821 в Тбилиси издан его букварь. Лит. произведения Ивана Ялгузидзе также имели важное значение.

В 1-й пол. 19 в. помимо миссионерских создавались школы воен. воспитанников (в них учились гл. обр. мальчики из семей горцев), а также нач. уч-ща МНП. Значит. роль в просвещении играли выпускники Владикавказского осет. уч-ща (осн. в 1837), прошедшие курс православных семинарий в России. При их участии открывались приходские школы в аулах (в 1836 работало 13, в 1867 - 30). Подготовку учителей вела Ставропольская гимназия, в к-рой для осетин специально выделялись места. В 1859 во Владикавказе открыто окружное горское уч-ще, игравшее роль образцовой школы для др. горских школ Осетии, в 1862 - первая осет. жен. школа (осн. А. Колиевым; с 1866 известна как Ольгинская школа). С 1887 учителей готовило Ардонское духовное уч-ще.

Возможности обучения расширились с внедрением разработанной А. М. Шегре-ном осет. письменности на рус. графич. основе. Появились ориг. уч. книги: «Осетинские тексты» В. Цораева (изд. в 1868 в Петербурге), «Осетинская азбука» А. Канукова (1890; первый официально признанный учебник осет. языка). и др. Особое значение имела лит. и просветит, деятельность К. Хетагурова. А. А. Гас-сиев пропагандировал среди учителей идеи К. Д. Ушинского.

В 1913/14 уч. г. действовало св. 160 общеобразоват. уч. заведений (ок. 17 тыс. чел.). Во Владикавказе работали 3 гимназии (в т. ч. 2 женские), 2 реальных уч-ща, учительский ин-т, учительская семинария Терского казачьего войска. Грамотность населения составляла ок. 12%, в т. ч. среди осетин св. 5% (самый высокий показатель среди коренных народов Сев. Кавказа).

В 1918 началась перестройка нар. образования. Открыты 2 нар. гимназии и учительская семинария во Владикавказе. В 1920 в ведении Осет. ОНО находились 150 нач., 28 высших нач., 5 ср. уч. заведений. Организованы курсы по осетинове-дению (первые сов. пед. уч. заведения). и неск. школ-коммун; развернул работу открытый ещё в 1918 Политехн. ин-т. На базе ряда пед. уч. заведений осн. Горский ИНО (1920; в 1923 преобразован в Сев.-Осет. пед. ин-т). В 1922 для школ был издан первый сов. букварь на двух диалектах осет. языка, а также сб. «Осетинская лит-ра» Хетагурова. Началась работа по ликвидации неграмотности. К 1921 действовало св. 130 пунктов ликбеза (св. 2 тыс. чел.); в сер. 20-х гг. обучением было охвачено св. 4,7 тыс. неграмотных. С сер. 20-х гг. наметился рост числа общеобразоват. уч. заведений. В 1926 работало 107 школ (14 тыс. учащихся).

В 1930 началось введение обязат. нач. обучения. К 1932 работало 148 школ (ок. 40 тыс. учащихся). В 30-х гг. сформировалась сеть дошк. учреждений. В 1932/33 уч. г. в городах и рабочих посёлках было начато введение обязат. 7-летнего обучения. В 1934—35 проведено упорядочение норм единого осет. языка. В 1923—37 осет. письменность была переведена на лат. графич. основу, с 1938 вновь - на рус. графику. В 1939 имелось 188 школ, в т. ч. 53 неполные средние (14,2 тыс. учащихся). и 64 средние (47 тыс. учащихся). В школах преподавало св. 2,6 тыс. учителей. Грамотность населения составила 78%.

Во 2-й пол. 30-х гг. с усилением центра-листских тенденций в нар. образовании РСФСР. обучение на ср. и ст. ступенях общеобразоват. школы стало вестись гл. обр. на рус. языке. В 1940 начали работу 2 ремесленных и 1 ж.-д. уч-ща системы Гос. трудовых резервов. Действовали 15 ср. спец. уч. заведений, а также с.-х. (реорганизован из политехнического), горно-металлургич. (1931), мед. (1939). и пед. ин-ты.

После Вел. Отеч. войны сеть образо-ват. учреждений восстановлена уже в кон. 40-х гг. В этот период был развёрнут перевод обучения на посленачальном уровне на родной язык. Однако эта т. н. коренизация осуществлялась в урезанном виде: обучение велось по типовым учебникам для школ РСФСР, переведённым на осет. язык, но не учитывавшим обра-зоват. запросы осетин в области истории и культуры родного края. В результате этнокультурный компонент фактически исключался из сферы образования в неполной и полной ср. школе. В этих условиях в нач. 60-х гг. введён 8-летний всеобуч, а в 70—80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование. Осет. яз. изучался только в сел. малокомплектных школах, к-рые постепенно закрывались.

В сер. 80-х гг. науч.-пед. учреждения при участии мн. обществ, орг-ций развернули работу по возрождению преподавания осет. и др. языков народов республики. С 1988 осетинский восстановлен в нач. школе как язык обучения. Осетины изучают родной яз. и лит-ру как предмет в течение всего курса ср. образования. В региональный компонент уч. плана для школ республики вводится изучение истории и географии Сев. Осетии, в предметы эстетич. цикла - материал по осет. культуре.

Дошкольные учреждения. В 1996 имелось 265 дошк. учреждений (св. 28 тыс. воспитанников). Обеспеченность детей соответствующего возраста дошк. учреждениями св. 43%. В кон. 80-х гг. родной язык используется как язык общения и воспитания в соответствии с желанием родителей. На осет. яз. работает св. 90 учреждений.

Общеобразовательная школа. В 1996 работало св. 200 дневных общеобразоват. школ, в т. ч. 5 нач., 23 неполные средние, 181 средняя, в к-рых обучалось св. 102 тыс. учащихся. В 5 вечерних школах учится ок. 2 тыс. чел. В школах республики занято св. 10 тыс. учителей, в т. ч. 70% с высш. образованием. Среди педагогов 57 засл. учителей школы России, св. 150 засл. учителей школы Сев. Осетии.

Подготовку пед. кадров для школы осуществляет Сев.-Осет. ун-т им. К. Л. Хетагурова (осн. в 1969 на базе пед. ин-та). Работает ин-т повышения квалификации работников образования (осн. в 1935 как ИУУ). Среди внешкольных учреждений 12 домов дет. творчества, 23 ДЮСШ и др., в к-рых занимаются ок. 20 тыс. чел. Профессионально - техническое образование обеспечивают 17 ПТУ (св. 7 тыс. учащихся). Среднее специальное образование дают 14 уч. заведений, в т. ч. 2 пед. уч-ща, уч-ще иск-в, художественное. Всего в ср. спец. уч. заведениях насчитывается св. 11 тыс. учащихся. В республике 4 высших уч. заведения (св. 19 тыс. студентов).

Лит.: Ч ерд ж и с в X. С., Очерки по истории нар. образования в Сев. Осетии, Орджоникидзе, 1958; То то ев М. С., Нар. образование и пед. мысль в дорев. Сев. Осетии, Орджоникидзе, 1962; Галазов А, X., На пути к всеобщему среднему, Орджоникидзе, 1977; Антология пед. мысли Сев. Осетии. Сост. Э. К. Каргиев, Владикавказ, 1993.

В. М. Догоев, О. И. Фидаров.

Просмотров: 873
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 - нач. 17 вв.)
  • Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в расчете на 10 тысяч населения
  • ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ИЗ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ в расчете на 10 тысяч населения
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • ДЕСТАЛИНИЗАЦИЯ В ФИЛОСОФИИ. ФОРМИРОВАНИЕ МНОГООБРАЗИЯ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ И НАПРАВЛЕНИЙ: 60—80-е гг.
  • ЕДИНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМ МИНИМУМОМ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
  • ЗИЗАНИЙ (Тустановский) Стефан (2-я пол. 16-нач. 17 в.)
  • КРАТИЛ (KRATYLOS) из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • КРАТИЛ из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • Моделирование (в пед.)
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • Обеспеченность студентов средних специальных и высших учебных заведений сетью общественного питания
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕТЬЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • Сменность работы школ
  • ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь