ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович

(23.2.1929, Москва, - 3.2.1994, Болшево; похоронен в Москве), философ, методолог, канд. филос. наук (1964). Окончил филос. ф-т МГУ (1953). В 1951—58 преподавал в Моск. . ср. школах. С1958 редактор в изд-ве АПН РСФСР (участвовал в подготовке Пед. словаря в 2 тт., изданий П. П. Блонского, Ж. Пиаже и др.). С 1960 науч. сотрудник в разл. исследоват. и проектных орг-циях, в т. ч. в НИИ дошк. воспитания (до 1965), НИИ общей и пед. психологии (1980—83), НИИ управления и экономики образования (с 1988). Читал в вузах курсы по педагогике и истории педагогики.

Исследоват. деятельность Ш. проходила также в науч. объединениях. В 1952—54 он основал (совм. с Б. А. Гру-шиным, А. А. Зиновьевым и М. К. Мамардашвили) Моск. логич. кружок (впоследствии - Моск. методологич. кружок); со 2-й пол. 50-х гг. его фактич. руководитель. В 1955 организовал (совм. с П. А. Шеварёвым и В. В. Давыдовым) Комиссию по психологии мышления (при Об-ве психологов СССР), состоявшую из специалистов разл. отраслей; в 1962 - семинар. по структурно-системным методам анализа в науке и технике (совм. с В. Н. Садовским и Э. Г. Юдиным) и др. Основатель и гл. ред. (с 1988) журн. «Вопросы методологии».

Первые исследования связаны с созданием «содержательно-генетич.» логики и изучением объективной структуры мыслительной деятельности, в т. ч. на материале обучения детей, игр и др. Разрабатывал идеи общей методологии и теории деятельности, сначала в контексте системно-структурных исследований, затем в рамках системомыследеятель-ностного подхода. Предложил как форму организации коллективного мышления организац.-деятельностные игры. С 1979 провел св. 90 таких игр, посвящённых образованию, культуре, педагогике и психологии, экономике и управлению и др.

Исследуя проблематику «содержательно-генетич.» логики как теории мышления, сформулировал программу операционально-деятельностного развития мышления, позднее распространённую им на проблематику образования и социокультурных явлений вообще. Часть результатов этих исследований обобщена в коллективной монографии «Педагогика и логика» (1968; опубл. в 1994). В своём фрагменте книги Щ. представил педагогику как комплексную науку, для к-рой ведущую роль играют логико-методологич. подходы. Развивая эти идеи в 80-х гг., фактически наметил контуры ориг. варианта философии образования; одновременно исследовал пути создания инновац. пед. технологий. Соч.: Избр. труды, М., 1995.

А. А. Пископпель.

Просмотров: 950
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории образования и педагогике
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • БЛЕЙХЕРА-ХУДИКА МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Возникновение психологии как науки
  • Второе значение образования как результата
  • Главные идеи философии Ф. Бэкона Бэконовский замысел великого восстановления наук. Препятствия на пути к новой науке
  • Дооперациональная стадия или уровень развития мышления
  • ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ (ЗАКОНЫ ЛОГИКИ)
  • Мышления уровни развития
  • НАБЛЮДЕНИЕ в педагогике и психологии
  • НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  • НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ (НИИ)
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • ПЕРЕХОД ОТ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ К МЕТОДОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • РЕКАПИТУЛЯЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. RECAPITULATIO - сжатое повторение) в психологии и педагогике
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (1929-1994)
  • Элементы теории игр
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь