РЕКАПИТУЛЯЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. RECAPITULATIO - сжатое повторение) в психологии и педагогике

— концепция психического развития, рассматривающая становление индивидуального сознания как сокращённое воспроизведение (повторение) исторических этапов развития сознания человеческого рода. Идея такой повторяемости возникла в античной философии (Платон и др.), высказывалась философами Средневековья и была сформулирована в начале 19 в. Г. Гегелем в "Феноменологии духа". В отечественной философии проблему повторяемости в развитии сознания разрабатывали Б.М. Кедров (связывал её с соотношением логического и исторического в формах культуры) и Э.В. Ильенков (в его концепции понятия идеального и культуры соотнесены с категориями логического и всеобщего). Идею о параллелизме между развитием ребёнка и развитием человеческого рода использовал в педагогическом аспекте И.Ф. Гербарт, обосновывая культуросообразность воспитания. В 19 в. аналогичная повторяемость была сформулирована Ю. Мюллером и Э. Геккелем в форме биогенетического закона. Л.С. Выготским были проанализированы осн. теории повторяемости, разработанные в конце 19-1-й четверти 20 вв. Среди мн. попыток определения стадий психического развития ребёнка на основе биогенетического закона им были выделены следующие 4 направления. Теория рекапитуляции (Г.С. Холл и его школа) использовала прямую аналогию с биогенетическим законом и рассматривала развитие ребёнка как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено осн. линией эволюционного развития. Важнейшие стадии в их строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой. Теория отбора (Э. Торндайк) объясняла наличие аналогий между развитием индивида и рода не автоматическим повторением, а действием одинаковых причин, определяющих оба процесса. Теория соответствия (Э. Клапаред, К. Коффка, П.П. Блонский) объясняла параллелизм онто- и филогенеза сходством обоих рядов, в основе которых лежит один и тот же процесс органического развития. В обоих рядах обнаруживаются сходные черты, присущие всякому процессу развития, в котором существует закономерная последовательность ступеней - от примитивных и обобщённых форм к сложным и дифференцированным. Теория социогенеза (А.Б. Залкинд, К.Н. Корнилов, А.П. Пинкевич) исходила из социальной обусловленности биологии человека и отрицала автоматическую связь развития ребёнка с прошлым человечества. Оценивая различные подходы в русле теории повторяемости, Выготский полагал, что биогенетический закон не следует ни игнорировать, ни придавать ему универсальное значение. В собственной культурно-исторической теории Выготский отвёл решающую роль в процессе развития ребёнка его "социальному сотрудничеству" со взрослым. Вместе с тем при выявлении происхождения психических функций у ребёнка (внимания, памяти и пр.) он использовал материалы их исторического социогенеза. Фактически он проводил параллель между онтогенезом и историей, не оформив такую параллель в развёрнутую теорию. Развитие идей Выготского его последователями (А.Н. Леонтьев и др.) углубило эту параллель. В мировой психологии, начиная с 30-х гг., интерес к биогенетическому параллелизму стал угасать, появились теории, основанные на принципиально иных позициях. В настоящее время проблема повторяемости снова приобретает научное значение, но уже не в контексте биогенетического закона, а в связи с общим подъёмом культурологических исследований (М. Вартовский, К.Гирц, В.С. Библер и др.) и попытками использовать их результаты в изучении онтогенетического развития человека (Д. Брунер, М. Коул и др.). Идея о соответствии этапов воспитания ступеням развития культуры находит, в частности, воплощение в концепции "школы диалога культур". Наметились тенденции разработки современного варианта полидисциплинарной Р.т., имеющего важное значение для теории и практики образования.

Просмотров: 1388
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • Двухфакторные теории психического развития (конвергенции двух факторов)
  • ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Задержка психического развития
  • ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Индекс “развития человеческого потенциала”
  • ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
  • Индекс развития человеческого потенциала
  • Индекс человеческого развития
  • Индекс Человеческого Развития
  • Исторический и социокультурный контекст развития европейской культуры и философии
  • Когнитивного развития теория
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Психосоциального развития теория
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ (генетический метод)
  • Стадии развития человека
  • ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  • теория группового развития В. Бениса, Г. Шепарда
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
  • Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков)
  • Теория сексуального развития 3. Фрейда
  • Теория трех ступеней развития
  • Эпигенетическая теория развития личности
  • Этапы развития сознания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь