ОСТРОГРАДСКИЙ Михаил Васильевич

[12(24).9.1801, дер. Пашенная, ныне Полтавской обл., — 20.12.1861 (1.1.1862), Полтава], математик, акад. Петерб. АН (1830). Основатель петерб. матем. школы. Учился в Харьковском ун-те (1816- 1820), в 1822—28 слушал в Париже лекции математиков О. Коши, П. Лапласа, Ж. Фурье. Осн. науч. труды в области матем. анализа, теоретич. механики, матем. физики; известен также работами по теории чисел и теории вероятностей. С 1828 преподавал в воен. и техн. уч. заведениях Петербурга, в 1832—59 возглавлял преподавание математики в Гл. пед. ин-те. С1847 в качестве гл. наблюдателя за преподаванием математики в воен.-уч. заведениях руководил составлением программ и конспектов (метод. указаний) к ним; рецензировал уч. пособия. Им были составлены руководства по элементарной математике: «Программа и конспект тригонометрии для руководства в военно-уч. заведениях» (1851), «Уч. руководство для военно-уч. заведений. Руководство начальной геометрии» (курс II, III, V, 1855—60), отличит, особенностями к-рых были ясность и строгость изложения, расположение теорем и доказательства в соответствии с их естеств. связью, новизна доказательств теорем и выводов формул. Однако «Руководство» имело и определённые недостатки: культивирование определений и доказательств, преобладание абстрактного материала над конкретным, логики над интуицией, игнорирование возрастных особенностей учащихся. Развивая идеи устройства трудовой школы, выступая за активное, творческое и наглядное обучение, О. подчёркивал необходимость предварит. подготовки учащихся (лепка, рисование, изготовление геометрич. фигур и т. д.) к систематич. изучению точных наук («Размышления о преподавании» — «Considerations sur Penseigne-ment», St.-Peterbourg — Р., 1860, в соавт.). Разрабатывая систему обучения математике в ср. уч. заведениях, настаивал на необходимости введения в курс ср. школы элементов высш. математики, развития у учащихся функционального мышления, установления связи математики с физикой и естествознанием и тем самым определил осн. направление развития шк. матем. образования.

Соч.: Поли, собр. трудов, т. 1—3, К., 1959—61.

Лит.: Марон И. А., Общие пед. взгляды М. В. Остроградского, в кн.: Ист.-матем. исследования, в. 4, М., 1951; Прудников В. Е., Рус. педагоги-математики 18—19 вв., М., 1956; М. В. Остроградский. Пед. наследие. Документы о жизни и деятельности, М., 1961; Гнеденко Б. В., Погребысский И. Б., М. В. Остроградский, М., 1963. О. А. Боковнев.

 

Просмотров: 750
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Воспитание здорового образа жизни учащихся
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • Единство философии, математики и физики в учении Декарта
  • ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • ИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • МАТЕМАТИКИ (философия)
  • Методика физического воспитания педагогически запущенных учащихся характеризуется следующими особенностями
  • Моделирование (в пед.)
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • Основные идеи и этапы развития критической теории общества Хоркхаймера, Адорно, Маркузе
  • ОСТРОГРАДСКИЙ Александр Фёдорович (1853-1907)
  • ОСТРОГРАДСКИЙ Александр Федорович
  • ОСТРОГРАДСКИЙ Михаил Васильевич (1801-1862)
  • ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РУКОВОДСТВА
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • ПРАВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
  • ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
  • РАЗВИТИЯ (теории, или генетический метод)
  • РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ (генетический метод)
  • РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • РУКОВОДСТВО ПО ДИАГНОСТИКЕ И СТАТИСТИКЕ (I, II, III, III R и IV) (DSM)
  • Три главных мотива трудовой школы
  • ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ
  • Философские школы в IV-III вв. до н.э. Аристотель и перипатетики
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь