ЯНЖУЛ Иван Иванович

[2(14).6.1846, с. Янжуловка, ныне в Васильковском районе Киевской обл. Украины, - 18(31).10.1914, Висбаден, Германия], экономист. и статистик, деятель образования, д. ч. Петерб. АН (1895), дер права (1876). Образование получил в Московском (1862—69), Лейпцигском, Гейдель-бергском, Цюрихском (1872—73) ун-тах. С 1874 доцент, в 1876—98 проф. Моск. ун-та (кафедра финанс. права) Одновременно в 1882—87 первый фабричный инспектор Моск. округа. В своих отчётах отразил факты эксплуатации дет. труда и несовершенство системы ученичества; способствовал принятию фабричного законодательства (1884), ограничившего рабочий день детей 12—15 лет 8 часами и обязавшего предпринимателей создавать школы для детей рабочих. Член РТО.

Я. - сторонник идей «гос. социализма», придавал большое значение участию гос-ва в развитии культуры и образования. Подчёркивал роль образования, особенно технического, и распространения грамотности в повышении благосостояния общества, эффективности промети и торговли. К важнейшим задачам гос-ва относил подготовку трудоспособного населения России к условиям индустр. произ-ва, ставил вопрос. о всеобщности и общедоступности образования. Деятельность Я. способствовала зарождению в стране экономики нар. образования. Под его руководством были проведены исследования (совм. с А. И. Чупровым, Е. Н. Янжул, Л. Л. Гав-ришевым и др.) взаимосвязи грамотности, образования, проф. подготовки и качества труда, их влияния на отношение рабочих к произ-ву. Результаты были заслушаны на 2-м съезде рус. деятелей по техн. и проф. образованию (1895—96) и опубликованы отд. изд. «Экон. оценка нар. образования» (1896). Занимался также вопросами пед. социологии и статистики, социальной педагогики, организации внешк. образования. Автор многочисл. науч. и публицистич. статей в периодич. изданиях (в т. ч. в «Отечественных записках», «Вестнике воспитания», «Русской школе» и др.). Его учебник для ун-тов «Основные начала финансовой политики. Учение о государственных доходах» (1893) АН удостоила премии Грейга. Редактор ряда статей Энциклопедич. словаря Брокгауза и Ефрона (с 1898).

Соч.: В поисках лучшего будущего Социальные этюды, СПБ, 1893; Значение образования для успехов пром-сти и торговли, «Техн. образование», 1896, № 3; Статистич. оценка добрых и дурных учительских влияний в стенах школы, Хар., 1901; Между делом. Очерки по вопросам нар. образования, экон. политики и обществ. жизни, СПБ, 1904; Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого созыва, СПБ, 1907; Воспоминания о пережитом и виденном в 1864—1809, в. 1, СПБ, 1910.

Лит.: Неболсин А. Г., Организация курсов для взрослых рабочих, СПБ, 1897; Дьяконов М. А., И. И. Янжул, П., 1914; Бергман Е., Памяти И. И. Янжула, П., 1914; Судейкин В. Г., И. И. Янжул, ЖМНП, 1915, янв.

Е. Г. Осовский, Н. И. Еналеева.

 

Просмотров: 985
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Второе значение образования как результата
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • ЗАДАЧИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • МЕРЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Мониторинг качества образования
  • Мониторинг качества образования
  • ОБРАЗОВАНИЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ВТОРОГО УРОВНЯ, ВТОРОЙ ЦИКЛ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Образовательная программа в учреждении дополнительного образования детей
  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Оценка качества образования
  • ПОЧЁТНЫЕ ЗВАНИЯ И ПРЕМИИ в области образования
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Принципы государственной политики в области образования
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Принципы государственной политики в области образования
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ТИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь