ЯНКОВИЧ ДЕ МИРИЕВО

[Мириевский (Jankovio Mirijevski)] Фёдор Иванович [1741, по др. данным, ок. 1740, Сремска-Каменица, Сербия, - 22.5(3.6).1814, Петербург], педагог, чл. Российской академии (1783). Серб по происхождению. Образование получил на юрид. ф-те Венского ун-та. Принимал деятельное участие в реформе нар. образования в Австрии в 1774; в соответствии с пед. идеями И. И. Фельбигера распространял новые методы обучения в сербских школах. В 1782 по приглашению Екатерины II переехал в Россию. Работал в Комиссии об учреждении нар. уч-щ (1782- 1801), составил план шк. системы, закреплённой Уставом 1786. Гл. вопросами реформы считал устройство системы нар. уч-щ, подготовку учителей и издание хороших учебников. Первонач. план Я. де М. предполагал устройство 3 типов нар. школ (малых, средних и главных) по австр. образцу. Но после эксперимента, проведённого в 1782—86 в Петербурге и губернии, средние были упразднены. Закон. 1786 утвердил шк. систему в виде главных (в каждом губернском городе) и малых нар. уч-щ. До введения реформы Я. де М. руководил подготовкой учителей в Петерб. главном нар. уч-ще (1783- 1785). Его питомцы стали педагогами в первых реформиров. школах. Для них Я. де М. совм. с рус. педагогами составил «Руководство учителям первого и второго классов нар. уч-щ Рос. империи» (1783). В организации шк. жизни придавал важное значение рациональному методу обучения, доброжелательным отношениям между педагогом и учениками. Под наблюдением и при участии Я. де М. был издан комплект учебников для нар. уч-щ; ему принадлежат «Букварь», «Прописи и для них руководство по чистописанию», «Правила для учащихся» (все - 1782), «Всемирная история» (ч. 1—3, 1787—98) и др. уч. пособия, в т. ч. переработка кн. «Мир чувственных вещей в картинках» Я. А. Коменского - «Зрелище Вселен-ныя» (1788). По инициативе Я. де М. для нар. уч-щ были подготовлены геогр. и ист. карты, атласы и др. наглядные пособия; ввёл в рус. школе использование классной доски и мела.

Я. де М. руководил разработкой уч. планов сухопутного, морского, артиллерийского и ишк. кадетских корпусов и др. уч. заведений. Переиздал, значительно дополнив, «Сравнит, словарь всех языков и наречий» (ч. 1—4, 1790—91), составленный П. С. Палласом. В 1802—04 чл. Комиссии об уч-щах Мин-ва нар. просвещения (с 1803 Гл. правление уч-щ).

Лит.: Воронов А., Федор Иванович Янкович де Мириево, СПБ, 1858; Рождественский С. В., Очерки по истории систем нар. просвещения в России в XVIII- XIX вв., СПБ, 1912; Додон Л. Л., Уч. лит-ра рус. нар. школы 2-й пол. XVIII в. и роль Ф. И. Янковича в ее создании, УЗ ЛГПИ им. Герцена, 1955, т. 118; Поварова Е. В., Содружество слав. народов в развитии педагогики в XVIII в. Пед. деятельность Ф. И. Янковича, в сб.: Нек-рые вопросы истории педагогики, в 13, М, 1971 И. С. Владимиров.

 

Просмотров: 935
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • ВЕЩЕСТВО, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • ГАЛИЧ Александр Иванович (1783—1848)
  • Из истории немецкой философии XVIII-XIX вв. (Гердер, Рейнгольд, Маймон, Бардили, Якоби). Полемика вокруг философии Канта
  • КАЙДАНОВ Иван Кузьмич (1782-1843)
  • Коэффициент брачности для первых браков (FIRST-MARRIAGE RATE)
  • Либералы, радикалы, консерваторы в русской философии XVIII-XIX вв.
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ МИГРАНТОВ
  • Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для новорожденных
  • Позитивизм и материализм в русской философии XVIII-XIX вв.
  • Пробуждение национального самосознания в русской философии XVIII-XIX вв.
  • Семантическая концепция истины (для формализованных языков) А. Тарского
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • Федор Иванович Янкович де Мириево
  • Философия в университетах и академиях. Россия XVIII-XIX вв.
  • Философские кружки и сообщества Россия XVIII-XIX вв.
  • Фребель Фридрих | FROBEL, FRIEDRICH (1782-1852)
  • ФРЕБЕЛЬ, Фрёбель (FROBEL) ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ АВГУСТ (1782-1852)
  • Фриш Карл фон | FRISCH, KARL VON (1782-1982)
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • Шотландская Философия XVIII в. после Юма
  • ЯНКОВИЧ де МИРИЕВО
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь