ГОРОДСКИЕ УЧИЛИЩА

1) по Положению 1872 — в России повышенные нач. школы для детей гор. населения (ремесленников, мелких служащих и торговцев). Учреждены 31 мая 1872 взамен уездных уч-щ с целью отвлечь от гимназии низшие слои горожан. За образец была взята прусская система гор. школ, проект предложен Н. X. Весселем. Деление Г. у. на классы зависело от средств и числа учителей, но срок обучения во всех типах Г. у. — 6 лет. Г. у. могли быть 1-классны-ми, 23- и 4-классными. В 2-классных Г. у. продолжительность курса 1-го кл. была 4 года, 2-го кл. — 2 года; в 3-клас-сных уч-щах — 3 кл. по 2 года в каждом; в 4-классных — первые 2 кл. по 2 года в каждом, 3-й и 4-й кл. по 1 году в каждом. Иногда открывались 5- и 6-классные уч-ща. Мл. отделения Г. у., дублировавшие нач. уч-ща, не пользовались популярностью и к нач. 20 в. постепенно были закрыты. Преподавались закон Божий, чтение, письмо, рус. яз. и церк.-слав. чтение, арифметика, практич. геометрия, география и отеч. история с необходимыми сведениями по всеобщей истории и географии, а также по естеств. истории и физике, черчение и рисование, гимнастика. В числе необязат. предметов — новые языки, местные языки, музыка, гигиена и медицина, ручной труд (по системе, разработанной для Г. у. Петерб. учительским ин-том), бухгалтерия, садоводство и нек-рые др. При мн. Г. у. учреждались различные проф. классы, отделения, мастерские, а также воскресные и вечерние курсы для взрослых. Установленная классная система преподавания (в одном классе один учитель вёл все предметы, кроме закона Божьего, пения и гимнастики) постепенно заменялась предметной. В Г. у. широко применялся наглядный метод обучения: для программ было характерно концентрич. расположение материала.

Согласно Положению, в Г. у. принимались дети из семей всех сословий и вероисповеданий не моложе 7 лет без ограничения предельного возраста. В 1907 было разрешено принимать девочек и вводить совм. обучение (первое жен. Г. у. открыто в 1886 в Таганроге). Обучение платное (от 2 до 18 руб. в год). Права выпускников ограничивались: они могли поступать в низшие проф. школы или на одно — и двухгодичные пед. курсы, к-рые давали право преподавать в нач. школе и возможность поступить в учительский ин-т. Попечитель уч. округа по представлению инспектора нар. уч-щ назначал одного из учителей заведующим (в 3- и 4-классных назывался инспектором). Все учителя составляли пед. совет, в компетенцию к-ро-го входили вопросы воспитания и обучения, а также материального обеспечения Г. у. В 1909 состоялся съезд учителей Г. у., к-рый высказался за введение системы единой общеобразоват. школы, звеном к-рой должны были стать Г. у. В 1909 было 992 Г. у. (132,5 тыс. уч-ся). С 1912 Г. у. преобразовывались в высшие начальные училища.

2) По Положению 1869 — повышенные нач. школы в Киевской, Подольской и Волынской губ. (за исключением Киева, Ровно, Острога и Чигирина). Были созданы 2-классные муж. (на правах уездных) и жен. уч-ща. Курс обучения 2 года. Принимались дети, умевшие читать, писать и считать. При каждом имелись приготовит, классы с курсом одноклассных нар. уч-щ с совм. обучением или сменами для отд. обучения девочек. Обучение бесплатное, но по усмотрению попечителя могла вводиться плата. С 1912 преобразовывались в высш. нач. уч-ща.

Лит.: Гор., уездные и Мариинские уч-ща, сост. Г. Фальброк, В. Чарнолуский, СПБ, 1903; Тр. первого всерос. съезда учителей городских по положению 1872 г. уч-щ, т. 1—2, СПБ, 1910.

 

Просмотров: 872
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 - нач. 17 вв.)
  • Времена года
  • ВСЕ ВО ВСЕМ (или КАЖДОЕ В КАЖДОМ)
  • ЗИЗАНИЙ (Тустановский) Стефан (2-я пол. 16-нач. 17 в.)
  • КЛАССЫ ВЫРАВНИВАНИЯ классы адаптации, форма индивидуализации обучения
  • КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КЛАССЫ
  • КРАТИЛ (KRATYLOS) из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • КРАТИЛ из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • Кризис первого года
  • ЛИЦИНИЙ НАМЫСЛОВСКИЙ Ян (нач. 1560 - ок. 1635)
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ПЛОЩАДЬ КЛАССНЫХ КОМНАТ ДНЕВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО УЧАЩЕГОСЯ
  • Площадь классных комнат дневных общеобразовательных школ в расчете на одного учащегося
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И ОТДЕЛЕНИЯ при начальных школах
  • Система непрерывной профессиональной подготовки учителей в области использования средств ИКТ
  • СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Солипсизм первого года жизни
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь