ГОРДОН Гавриил Осипович

[26.4(8.5). 1885, с. Спасск Тамбовской обл., — сер. 1930-х гг., Соловки], педагог, проф. (1926). Окончил филос. отд-ние ист.-филол. ф-та Моск. ун-та (1909). В 1906—07 и в 1909 слушатель Марбургского ун-та в Германии. В 1910—14 преподавал в Моск. , гимназиях. В 1918—20 зав. уездным отделом нар. образования (Моршанск), в 1920 преподавал в Тамбовском ун-те. С 1921 в Москве: проф. ф-та обществ. наук МГУ (до 1925), чл. науч.-педагогич. секции ГУСа (1921—30). В 1924—29 ред. «Педагогич. курсов на дому». В 1926—29 во 2-м МГУ (проф.; учёный секретарь Ин-та науч. педагогики). В нач. 30-х гг. необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Г. — ученик и последователь П. Наторпа, развивал идеи социальной педагогики. В 1-й пол. 20-х гг. последовательно выступал против ранней профессионализации, разрабатывал методологич. основы общеобразоват. политехнич. трудовой школы, каждая ступень к-рой, по его мнению, должна иметь самостоят. значение и обеспечивать подготовку уч-ся к жизни. Отстаивал широкое понимание политехнич. школы как не только индустриальной, но и дающей необходимую теоретич. подготовку и знанияв области мировой культуры. Трактовал труд уч-ся не столько как физический, сколько интеллектуальный, основанный на принципе творческой активности, инициативы и самодеятельности. Считал, что трудовые процессы в качестве пед. метода должны входить как интегральная составная часть в содержание образования и учебные программы. Эти установки стремился воплотить в программах ГУСа для школы. Реально оценивая вероятность идеального построения учебно-воспитат. процесса трудовой школы (к-рое понимал как непосредственное «деловое в меру сил участие школьной общины в производственных процессах»), Г. обосновывал пути реализации трудового метода в школе через постановку проблем организации труда, выдвигаемых конкретной обстановкой, их разрешение путём коллективной общественно полезной работы класса, ориентацию на трудовые потребности местного населения.

Во 2-й пол. 20-х гг. отстаивал необходимость систематич. изучения истории в школе как самостоят. предмета в противовес доминировавшей установке на изучение только обществоведения. Был убеждён, что историч. экскурсы методически полезны при изучении современности, а параллели с современностью содействуют пониманию прошлого. Разработал примерный план изучения истории в семилетней школе: рус. история составляла раздел курса всеобщей истории; в первые три года обучения рассматривались история культуры, затем экон. история, а на 4—5-м году обучения — политич. история соответствующих эпох.

Соч.: Новая школа, «На путях к новой школе», 1922, МЬ 1; Проблема воспитания и образования в сов. гос-ве, там же, 1922, № 3; Рус. школа за рубежом, «Нар. учитель», 1924. № 1; И. Г. Песталоцци, там же, 1927, № 2; Обществоведение и история, в кн.: Осн. вопросы преподавания истории в школе 2-й ступени, М., 1928. М. В. Богуславский.

Просмотров: 844
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории образования и педагогике
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ (всеобщая история)
  • Второе значение образования как результата
  • ИСТОРИЯ в школе
  • ИСТОРИЯ ЖИЗНИ и МЕТОД ИСТОРИИ ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • История педагогики
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
  • История педагогики
  • История развития социальной работы
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
  • КУЛЬТУРЫ ИСТОРИЯ
  • методы обучения в высшей школе
  • НОВАЯ ИСТОРИЯ, новая историческая наука, новая социальная история
  • Общение как предмет междисциплинарного изучения
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Три главных мотива трудовой школы
  • цели обучения в высшей школе
  • Школа как развивающаяся система
  • Школа как функционирующая система



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь