ДАЛЬТОН-ПЛАН

(Dalton Plan), система индивидуализированного обучения. Возникла в нач. 20 в. Наименование получила по г. Долтон (шт. Массачусетс, США). Автор Д.-п. — Е. Паркхерст. При организации работы по Д.-п. учащиеся не связывались общей классной работой, им предоставлялась свобода как в выборе занятий, очерёдности изучения разл. уч. предметов, так и в использовании своего рабочего времени. Годовой объём уч. материала разбивался на месячные разделы — «подряды», к-рые, в свою очередь, подразделялись на ежедневные задания. В начале уч. года каждый ученик заключал с учителем договор («контракт») о самостоят. проработке определённого задания в намеченное время. Уч. программы по предметам содержали метод. указания, помогающие учащимся самостоятельно работать с разл. источниками и пособиями. Учащиеся работали в отд. предметных кабинетах-лабораториях (отсюда и др. назв. Д.-п. — «лабораторный план»), где могли получить консультацию учителя — специалиста по данному предмету. Особое внимание уделялось учёту работы школьников, осуществляемому при помощи сложной системы учётных карточек, где отмечался ход выполнения месячных заданий как каждым учеником, так и отд. классами. Разделение учащихся по классам сохранялось, однако использовалось для решения обособленных от осн. уч. процесса орг. и уч.-воспитат. задач (напр., для совм. занятий детей гимнастикой, музыкой, играми, домоводством).

Д.-п. позволял приспособить темп обучения к возможностям учащихся, приучая их к самостоятельности, развивал инициативу, побуждал к поиску рациональных методов работы и вырабатывал чувство ответственности за выполнение заданий в соответствии с принятыми на себя обязательствами.

В 20-е гг. в сов. школе предпринимались попытки модифицировать Д.-п.: преодолеть его крайнюю индивидуалистичность; сочетая его с методом проектов, связать с коллективной работой учащихся. Эти попытки нашли выражение в форме т. н. бригадно-лабораторного метода. Элементы Д.-п., напр. использование уч. «контрактов», сохранились в практике ряда школ США.

Лит.: Паркхерст Е., Воспитание и обучение по дальтонскому плану, пер. с англ., [М.]. 1924; Дьюи Э., Дальтонский лабораторный план, пер. с англ., [М.], 1923; Новые системы образоват. работы в школах Зап. Европы и Сев. Америки, под ред. С. В. Иванова и Н. Н. Иорданского, М., 1930, с. 156—68; Дидактика ср. школы, под ред. M. H. Скаткина, M.; Куписевич Ч., Основы общей дидактики, пер. с польск., М., 1986. М. В. Кларин.

 

Просмотров: 2008
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД
  • БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД
  • БРИГАДНО-ЛАБОРАТОРНЫЙ МЕТОД
  • Время работы
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ
  • Индивидуализированного обучения системы
  • ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СИСТЕМЫ
  • КАЧЕСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
  • КОНВЕЙЕРНЫЙ (метод работы)
  • Личностные качества, необходимые для профессиональной социальной работы.
  • Метод практической работы военнослужащего
  • Метод самостоятельной работы
  • Методика оценки работы учителя (МОРУ)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Отзыв ведущей организации на диссертацию и автореферат диссер­тационной работы
  • ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, ПЛАН КЕЛЛЕРА
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • ПЛАН ПОИСКА РАБОТЫ
  • План работы библиотерапевта
  • ПЛЭТУН-ПЛАН (от англ. PLATOON - взвод, отряд)
  • программа помощи по месту работы (ППМР)
  • Профессиональное обучение в сфере социальной работы
  • Система воспитательной работы
  • СИСТЕМА СРЕДСТВ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • Сменность работы школ
  • СТАТИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОЦЕССОВ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь