ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович

В 1887 окончил ист.- филол ф-т Новорос ун-та (Одесса). С 1891 приват-доцент Моек ун-та, с 1892 - Киевского ун-та, где в 1897 создал при кафедре философии психол лабораторию («семинарии»). По возвращении в Москву в 1907 создал при Моек ун-те подобную лабораторию, на базе к-рой в 1912 основан Психол ин-т (официально открыт в 1914). Ч был директором этого ин-та до 1923, под его руководством прошли науч. подготовку мн видные рос психологи Ч активно работал в Моек психол об-ве, принимал участие в разл науч. съездах, в т.ч. в съездах по пед. психологии и эксперим. педагогике Автор неоднократно переиздававшихся учебников по психологии и логике для высш. и ср. уч заведений.

Осн.круг науч. интересов Ч составляли теоретич иметодологич. проблемы философии и психологии- вопросы о сущности психики, о соотношении души и тела, о значении биологического и социального в формировании человека Ч указывал на слабые стороны односто-ронне-материалистич подхода к исследованию психики, стремился философски обосновать психологию с помощью концепции «параллелизма» души и тела С этих позиций рассматривал осн.психол проблемы - предмет.н. методы психологии, основы восприятия и др.

Большое внимание уделял вопросу о взаимоотношении психологии и педагогики Отмечая необходимость для учителя психол знаний, в то же время предостерегал против неоправданно широкого внедрения эксперим. методов в пед. практику По мнению Ч, педагогика базируется не только на психологии Важное значение имеет фил ос этика, обосновывающая пед. цели, психология же указывает на средства их достижения

Рассматривал также вопросы организации шк. образования Дал подробный анализ проекта реформы школы, предложенного в 1917 («Демократизация школы», 1918), считая его псевдодемократическим Ср. образование Ч рассматривал как основу культуры народа В этой связи отрицательно оценивал снижение уровня ср. образования, в частности тенденции к однотипности школ, отмену конкурсного перехода из низшей ступени в высшую, необязательность изучения языков, а также снижение роли учителя за счет учреждения родительских к-тов и участия учащихся в работе пед. советов

В 1923 отстранен с поста директора Психол ин-та и лишен возможности науч. деятельности Тем не менее Ч осуществил еще ряд публикаций, в к-рых критиковал вульгарно-материалистич тенденции в науке и указывал, что идеи марксизма применимы лишь к анализу социальных явлений, но не душевной жизни

Просмотров: 745
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • биографические методы (в психологии)
  • Видеотехника в психологии
  • Возникновение психологии как науки
  • возраст (в психологии)
  • заражение (в психологии)
  • История психологии
  • Компетентность в психологии
  • МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • метатеория психологии
  • МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Методы психологии
  • НАБЛЮДЕНИЕ в педагогике и психологии
  • операция (в психологии)
  • Отрасли психологии
  • Политической психологии школы
  • ПРЕДМЕТ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • предмет исследования (в психологии)
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • предмет психологии
  • Предмет психологии труда
  • РЕКАПИТУЛЯЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. RECAPITULATIO - сжатое повторение) в психологии и педагогике
  • Философские проблемы психологии
  • Школы профессиональной психологии
  • Этические проблемы в психологии
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь