БУНАКОВ Николай Фёдорович

[26.11 (8.12).1837, Вологда, — 8(21). И. 1904, Петербург], педагог, теоретик и практик нач. обучения. Окончив Вологодскую гимназию (1854), сдал экзамены на звание учителя и стал преподавать рус. яз. в уездных уч-щах, а с 1859 в гимназии. В 1866—79 преподаватель рус. яз. в Воронежской воен. гимназии. В 1879 вышел в отставку и полностью посвятил себя всесторонней разработке основ обучения в нач. нар. школе.

Демокр. идеал нар. школы сформировался у Б. под влиянием соч. Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова; в практич. деятельности его учителями были К. Д. Ушииский и Ф. Ф. Резенер. Б. исходил из идеи всеобщего бесплатного начального обучения, предлагал вводить его по отд. районам, а затем распространить на всю страну. Условиями осуществления всеобщего обучения считал организацию подготовки нар. учителей и привлечение широкой земской, общественной и частной инициативы для строительства, оборудования школ и организации в них уч. процесса на принципах науч. педагогики. В шк. программу включал обучение чтению, письму, арифметике, пению и рисованию, элементам природоведения, отеч. истории и географии, а также гимнастич. упражнения. В системе уч. занятий выделял 3 решающих элемента: обучение грамоте, объяснит. чтение и письменные упражнения. Б. защищал и разрабатывал звуковой аналитико-синтетич. способ обучения грамоте. Он подчёркивал, что уроки грамоты являются в то же время и уроками родного языка. Шк. чтение в сочетании с беседами, исследование наглядного материала должны давать детям реальные знания, учить их работать с книгой.

Школа, по мнению Б., обязана обеспечить гармонич. развитие ребёнка в физич., умственном, нравств. и эстетич. отношении. Важнейшее значение в воспитании придавал содержанию и характеру обучения, личности учителя, разумным шк. порядкам, основанным на сознательной дисциплине. Исключение из школы, телесные и оскорбляющие человеческое достоинство наказания категорически отвергались. Экзамены в начальной школе Б. считал вредными для «школьного дела».

Лабораторией пед. поисков Б. стали содержавшиеся на его средства нач. школа в Воронеже (в 1867—84), а затем нач. нар. уч-ще в с. Петино (ныне Хо-хольского р-на Воронежской обл.), к-рое Б. возглавлял в 1884—1902, при уч-ще Б. открыл школу для взрослых и нар. б-ку, организовал первый в России крестьянский самодеятельный т-р (1888; был его руководителем). В 1871—76 подготовил пособия, охватывающие полный курс нач. школы, в т. ч.: для учащихся — «Азбука и уроки чтения и письма» (1871, 1916), первая книжка для чтения «Книжка-первинка» (1881), хрестоматия для нач. школы «В школе и дома» (1876, 1911") и др.; для учителей — «Обучение грамоте по звуковому способу, в связи с предметными уроками и перво-нач. упражнениями в родном языке» (1871), «Родной язык как предмет обучения в нар. школе с трёхгодичным курсом» (1872) и др. В 1872 Б. читал лекции по методике обучения рус. яз. на Всерос. учительском съезде в Москве, а затем руководил земскими учительскими съездами (1873—83) и учительскими курсами (1873—74, 1881—83, 1897—1900) в разл. губерниях. Деятельность Б. была отмечена Золотой медалью (1882) и Почётным дипломом (1895) Петерб. к-та грамотности. Правительство трижды (1875, 1884, 1901) запрещало Б. руководство съездами и курсами, считая его неблагонадёжным. В 1902 за критику офиц. шк. политики он был арестован, выслан и лишён права заниматься пед. и обществ. деятельностью.

Посмертно опубликованы мемуары Б. «Как я стал и как перестал быть "учителем учителей"» (1905) и «Моя жизнь в связи с общерусской жизнью, преимущественно провинциальной» (1909).

С о ч.: Избр. пед. соч., вступ. ст. В. 3. Смирнова, М., 1953; Сел. школа и нар. жизнь, СПБ, 1906; Шк. дело, СПБ.

Лит.: M а к с д о и о в Л. В., Н. Ф. Бу-наков, его жизнь и деятельность, СПБ, 1907; Соловьева В. Д., Пед. взгляды и деятельность Н. Ф. Бунакова, М., 1960 (библ.); Лапатухин М. С., Н. Ф. Бунаков и его метод. система, РЯШ, 1974, № 6.

 

Просмотров: 1226
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ»
  • БЕЗБУКВАРНЫЙ МЕТОД обучения грамоте
  • БУДНЫЙ Беняш (кон. 16 - нач. 17 вв.)
  • ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
  • ЗИЗАНИЙ (Тустановский) Стефан (2-я пол. 16-нач. 17 в.)
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
  • КРАТИЛ (KRATYLOS) из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • КРАТИЛ из Афин (2-я пол. 5 в. - нач. 4 в. до н.э.)
  • КРИВАЯ УПРАЖНЕНИЯ (обучения)
  • ЛИЦИНИЙ НАМЫСЛОВСКИЙ Ян (нач. 1560 - ок. 1635)
  • МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА
  • Методика обучения как частная дидактика
  • Методика обучения как частная дидактика
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • методы обучения в высшей школе
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Опросник для учителя по наблюдению школьного поведения
  • Письменные экзамены для аспирантов
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Принцип связи обучения с практикой
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • Формы обучения (формы организации обучения) военнослужащих
  • цели обучения в высшей школе
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь