БОРЗОВ Александр Александрович

[29.7 (10.8).1874, Воронеж, — 6.3.1939, Москва], физикогеограф, дер геогр. наук (1935), проф. (1918). Засл. деят. науки РСФСР (1935). Окончил естеств. отделение физ.-мат. ф-та Моск. ун-та (1899). С 1900 преподавал географию в разл. ср. уч. заведениях и одновременно работал в Румянцевской публичной б-ке (ныне Рос. гос. 6-ка), где организовал отдел географии и картографии (с 1919 зав. отделом). С 1913 в Моск. ун-те (в 1926- 1938 зав. кафедрой физ. географии) и одновременно в Моск. ин-те инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии и Моск. гор. пед. ин-те им. В. П. Потёмкина. Директор (с 1928) НИИ географии МГУ и декан почвенно-геогр. ф-та ун-та (1932—36).

В основополагающей ст. «География» (1912) Б. сформулировал осн. задачи и цели науч. географии, содержание и методику преподавания географии в школе. Эти взгляды Б. нашли отражение при выработке в 1913—15 новых программ и создании ряда учебников. В докладе на 1-м съезде преподавателей географии (1915) обосновал необходимость внедрения методов наглядного обучения, создания новых типов уч. карт и атласов, организации при школах геогр. кабинетов и музеев, а также широкой пропаганды науч. геогр. знаний в массах. В нач. 20 в. подготовил для учителя серию картин по географии России с объяснит, текстом, к-рые по своему содержанию являлись ценнейшим метод. материалом при геогр. описаниях разл. р-нов России. При изучении природы в шк. курсах считал необходимыми организацию и проведение экскурсий, выработку методики краеведч. наблюдений (т. н. малой и местной географии) и на примере геогр. экскурсий в окрестностях Москвы показал, какое это имеет значение для выработки геогр. мышления у учащихся.

Большую роль Б. отводил уч. картам, рассматривая их как средство, помогающее истолкованию взаимосвязи и взаимообусловленности геогр. явлений на территории к.-л. страны. Как редактор, консультант и рецензент карт и атласов способствовал становлению и развитию уч. картографии. Постоянно подчёркивал значение тесной связи картографии с географией.

После 1934 принял активное участие (вместе с Н. Н. Баранским и А. С. Барковым) в реформе шк. геогр. образования, создании новых программ и учебников.

Известен Б. также как исследователь Европ. части СССР, особенно много сделавший в изучении рельефа Вост.-Европ. равнины, организации полевых геоморфо-логич. работ, разработке теоретич. и прикладных задач геоморфологии. Участвовал в редактировании и составлении ряда оригинальных карт для Большого сов. атласа мира и 1-го изд. БСЭ. В 1928—38 ред. журн. «Землеведение» Моск. об-ва испытателей природы.

С о ч.: Геогр. работы. M.; Картины по географии России, т. 1 — 2, М. 1908 — 17; География, в кн.; Практич. шк. энциклопедия, под ред. Н. В. Тулупова и П. М. Шестакова, М. 1912, с. 148—64; Геогр. экскурсии в окрестностях Москвы, [М.], 1925 (2 изд. под заглавием: Геогр. экскурсии под Москвой. Метод. пособие для учителя, М., 1933. в соавт.). Лит.: Соловьев А. И., А. А. Борзов, Ми949 (лит.); Петухов А. Ф. А. А. Бор-зов. Краткий очерк жизни и деятельности, М., 1951. И. Г. Нордега.

 

Просмотров: 989
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ»
  • «ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ»
  • БОРЗОВ Александр Александрович (1874-1939)
  • Второе значение образования как результата
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • КАРТОГРАФИИ ПРИНЦИП
  • КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
  • МЕСТО РОЖДЕНИЯ (при разработке данных текущего учета рождений)
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
  • Опросник для учителя по наблюдению школьного поведения
  • Отделение дневного пребывания для пожилых и инвалидов
  • Перевалочный пункт для третьего мира
  • ПИСЬМА ОБ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДЫ
  • Пожизненное содержание под рентный залог жилья
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Программные продукты для прикладных социологических исследований
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ И ОТДЕЛЕНИЯ при начальных школах
  • Рефлекс Тома при малой хорее
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • средство для подавления аппетита
  • ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  • УЧИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ в России
  • ШКОЛА ГЕОГРАФИИ ЧЕЛОВЕКА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь