ВЛАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

— центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало педагогического процесса; одна из важнейших и наиболее древних проблем педагогического знания; проблема культуры образования и конкретной жизни человека. В.п. - предпосылка и средство осуществления педагогической политики, будь то школьная политика, семейная политика или частная, например политика отца в семье по отношению к сыну. В.п. выступает как элемент или фактор, сущность педагогических связей, объединяющих людей воспитывающих с людьми воспитуемыми. В.п. - инструмент педагогического управления, выражающегося в побуждении к целенаправленному действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого. Это действие производят обе стороны этого отношения, одна - побуждающая к действию, другая - производящая его. Иногда обе стороны - субъект и объект власти - совмещаются в одном лице ("Учитесь властвовать собой" - А.С. Пушкин). Этот тип интериоризованной власти имеет большое положительное значение для становления и развития саморегулирующихся и самоуправляющихся, самоорганизующихся личностей и коллективов (самодисциплина, самостоятельность, самодеятельность, самоуправление и т.п.). "Полем власти" может быть личность самого человека, семья, школьный коллектив, образовательное учреждение, система образования и т.д. . Во всех своих "полях" В.п. наделена единым принципом деятельности - командованием в различных его формах (распоряжение, приказание, просьба, убеждение и т.п.). Выраженная в законах, нормах, правилах, запретах, рекомендациях, предписаниях, инструкциях, волевых и эмоциональных воздействиях, власть существует в двух формах - потенциальной и реальной. Потенциальная, не проявившаяся власть не менее существенна, чем актуальная, реализованная. Сознание наличной, хотя и не проявившейся В.п. оказывает на её потенциальные объекты (человек, группа, общество) сильное дисциплинирующее и организующее воздействие, в некотором отношении не менее сильное, чем реально действующая власть. В.п. обладает авторитетом, в ней заложен желаемый результат образования, воспитания, обучения. Власть складывается как система функций из: проектирования деятельности; анализа конкретной ситуации; определения стратегии и частных тактических задач; профилактики отклоняющегося от норм поведения; надзора и пресечения (репрессивная функция); присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (волевыми, интеллектуальными, верой и доверием, поддержкой сторонников и т.д.); распределения этих ресурсов - мер доверия, соглашений и т.д. В.п. разделяется на две формы: легализованные, официальные, формализованные (власть учителя, директора, воспитателя, министра и т.п.) и нелегализованные, неформальные, неофициальные (например, власть вожака в группе подростков, неформального лидера группы и т.п.). Обе формы власти могут принимать противоправный характер. Содержательная типология власти строится по различным признакам: по степени институционализации - правительственная, муниципальная, внутришкольная и т.п.; по количественному признаку (который имеет весьма существенные качественные особенности) - единоличная, олигархическая (власть сплочённой группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц); по режиму - демократическая, авторитарная, деспотическая, бюрократическая и т.п.; по применяемым средствам - насилие, авторитет, убеждение и т.д.; по функциям - наблюдение, контроль, организация, управление, дисциплинарная власть и др. Проявление власти естественно для человека и заложено глубоко в биологических, природных и социально обусловленных началах его сознания и эмоционально-волевой жизни. Не меньшее значение и ту же сложную биосоциальную природу имеет и другая, зеркальная сторона власти - подчинение, добровольное или вынужденное согласие воспринимать импульсы власти и следовать им. Командование и исполнение - два равным образом универсальных принципа. Они взаимодействуют, как и два типа личности - склонной властвовать (властной) и подчиняющейся, принимающей власть. Оба типа объективно необходимы. Психология власти, её глубинные, подсознательные и эмоционально-волевые основы изучаются бихевиоризмом, педологией, неофрейдизмом и др.

Просмотров: 904
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • «ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского»
  • АВТОРИТЕТ или ВЛАСТЬ
  • АВТОРИТЕТ или ВЛАСТЬ
  • Власть
  • ВЛАСТЬ
  • Власть
  • ВЛАСТЬ
  • ВЛАСТЬ
  • ВЛАСТЬ
  • Власть
  • Власть
  • ВЛАСТЬ
  • Власть
  • ВЛАСТЬ
  • Власть
  • Власть
  • Власть
  • ВЛАСТЬ
  • ВЛАСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ВЛАСТЬ и ТЕЛО ВЛАСТИ
  • ВЛАСТЬ ОТЦА, МАТЕРИ
  • ВЛАСТЬ УЧИТЕЛЯ
  • Власть человека
  • Власть: вопросы стратегии и тактики
  • ДИСТРИБУТИВНАЯ ВЛАСТЬ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ВЛАСТЬ
  • ЛЕВИАФАН или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского
  • Любовь и власть (воля к любви и воля к власти
  • Преступления людей, наделенных власть
  • Средство, снадобье, сила, могущество, власть, свойство, способность
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь