Любовь и власть (воля к любви и воля к власти

) – об онтологическом смысле Л. впервые заговорил Эмпедокл, противопоставив её раздору: «То Любовью влекомы, сходятся все воедино, / То ненавистным Раздором гонятся врозь друг от друга!». Любовь и Раздор выступают здесь как всеобщие тенденции бытия к содинению и разъединению. Вряд ли стоит толковать эти термины как синонимы притяжения и отталкивания в физическом смысле данных понятий. Тут явно подразумевается различие в направленности, не случайно Раздор именуется ненавистным. В религиозной философии Л. уже прямо толкуется как «отношение к…» - отношение бога к своим любимым созданиям и отношение людей к богу. Более того сам бог трактуется как любовь, как «Солнце любви» (В.С.Соловьев), как высшее благо и доброе начало, освящающее и объединяющее мир («закон Вселенной» по Л.П. Карсавину). Противоположностью Л., выполняющей функцию «раздора», оказывается эгоцентрическое зло, олицетворяемое «князем мира сего». Но чем отличается Л. от добра и всеединства ? Поскольку Л. в своей основе явно является внеинформационным переживанием, её нельзя выразить в формуле, свести к однозначно определенным понятиям. Можно лишь пояснить его соотношение с другими характеристиками бытия, назвать его проявления. Однако тот, кому само это переживание чуждо и незнакомо, будет глух и к пояснениям: «Пойми, коль сможет, / органа звук глухонемой» (Ф.Тютчев). Л. сущих по отношению друг к другу – это «тяготение» в идеальном аспекте бытия. Оно выражается во взаимном избирательном предпочтении, внутренней предрасположенности и стремлении к единству и расширнию сферы такого единства, т.е к добру. Стало быть, Л. можно определить как основание единства, системообразующим принципом которого является добро. Почему сущее стремится к такому единству с другими сущими? – Потому, что оно любит их. Формы и степень развития указанных характеристик могут быть самыми разными, что задает их специфику (в том числе и человеческого уровня Л.), но мы выделили инвариант. Что же являтся категориальной противоположностью Л.? «Отталкивание» будет лишь проявленим «нелюбви», а зло – её следствием. Но что лежит в основе? В философии новейшего времени наиболее непримиримая критика Л., связанной с добрым единством, была дана Ф.Ницше (особенно в его «Антихристе»). И он же назвал её антипод – волю к власти, имея в виду не политический и не узко человеческий, но онтологический смысл этого термина. Для Ницше воля к власти – это основополагающее стремление и смысл становления любой жизни, её возрастания и расширения. Любовь для этого философа – признак слабости, воля к власти – признак силы и здоровья. Естественно, возрастающая сила каждой конкретной формы жизни не может ни  думать, ни стремиться к единству жизни в целом. И потому, если она не будет уравновешена каким-то ограничивающим началом, имеет тенденцию превращаться в эгоцентрический центр силы, навязывающий свою волю всму другому. Итак, в мире существуют два противоположных типа направленности: к расширению сферы доброго единства на основе воли к любви, т.е. к сотрудничеству сущих, и насильственное расширение сферы господства какого-либо сущего на основе превосходства его воли к власти. Обе тенденции, подобно добру и злу, неустранимы, но минимизация одной из них в рамках определенной конфигурации коррелятов представляет собой не меньшую возможность, чем их существование. - Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб. 1994. Гл. : Воля к любви против воли к власти.

Просмотров: 1668
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.




Другие новости по теме:

  • «ВОЛЯ К ВЛАСТИ»
  • ВЛАСТИ МОНОПОЛИЯ
  • ВЛАСТИ СТРАТЕГИЯ
  • ВЛАСТИ СТРУКТУРА
  • ВЛАСТИ, ОБЛАСТЬ
  • ВЛАСТИ, УТВЕРЖДЕНИЕ
  • ВЛАСТЬ и ТЕЛО ВЛАСТИ
  • Влияние власти и закона
  • Воля (сила воли)
  • ВОЛЯ К ВЛАСТИ
  • ВОЛЯ К ВЛАСТИ
  • ВОЛЯ К ВЛАСТИ
  • ВОЛЯ К ВЛАСТИ
  • ВОЛЯ К ВЛАСТИ
  • Воля к власти
  • ВОЛЯ К ЖИЗНИ
  • ВОЛЯ К ЖИЗНИ
  • ДВОЙСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ НАРОДА К ВЛАСТИ
  • Дистанция власти
  • Дистанция власти (ДВ)
  • Жизнь и воля — центральные понятия философии Ницше
  • Коррумпированность власти
  • ЛЕГИТИМНОСТЬ ВЛАСТИ
  • Мотив власти
  • Мотивация власти
  • Мотивация власти
  • Развитие волевой сферы, воля
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ
  • Разделение власти (принцип)
  • ЭЛИТА ВЛАСТИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь