Идеи Дж.Л.Морено в сопоставлении с идеями Э.Берна

Автор: Гриншпун И. Б.   

Эрик Берн  (1910-1970), влияние на которого идей Дж.Л.Морено отмечается рядом авторов, начал практиковать групповые формы психологической работы в годы 2-й мировой войны вне зависимости от психодрамы и груповой терапии в понимании Дж.Л.Морено. Первоначально эта работа строилась как беседы с группами военнослужащих относительно вреда использования алкоголесодержащих веществ. Собственно теоретические и психотерапевтические идеи, послужившие основой трансакционного анализа как такового, сформировались к 60-м годам, причем не были первоначально позитивно восприняты профессиональным сообществом. При этом Э.Берн проанализировал и свой опыт в качестве участника и наблюдателя сессий различных терапевтов группового направления, в том числе побывал на нескольких сессиях Дж.Л.Морено . Основное внимание Э. Берна обращено к межличностной жизни индивида. В основе трансакционного анализа лежит представление о том, что жизнь человека в том виде, в каком она складывается в межличностных взаимодействиях вербального и невербального плана (трансакциях), а также жизненный путь личности (без использования этого термина) определяется сценариями - своего рода программами, складывающимися в детстве в результате повторяющихся в структурно-содержательном плане родительско-детских интеракций. Убеждение Э.Берна относительно фатальной предопределенности психологического пути человека детским опытом, неоднократно подвергавшиеся критике - в том числе со стороны его последователей - и родственные представлениям А.Адлера об общих закономерностях  формирования жизненного стиля, аналогичны идеям Дж.Л.Морено относительно консервированных ролей. Само представление о сценарии  могло бы послужить основанием для предположения о заимствовании психодраматических идей, однако - с учетом отсутствия отчетливых указаний на это у Э.Берна - мы считаем это недостаточно обоснованным, тем более, что аналоги можно найти не только в идеях Дж.Л.Морено, но, к примеру, в персонологии Г.Меррея (так называемые сериальные темы). Общность или сходство терминологии в концепциях Дж.Л.Морено и Э.Берна обманчивы. Наиболее очевидно это проявляется в использовании центрального для того и другого понятия игра: для Дж.Л.Морено игра - проявление спонтанности и креативности, т.е. сущностного человеческого, роднящего с Божественным творчеством; для Э.Берна игра - серия скрытых трансакций, направленная на выигрыш в виде определенного эмоционального состояния и осуществляющаяся за счет проигрыша другого. Равным образом мы не считаем возможным утверждать кажущуюся достаточно очевидной параллель между ролевой теорией Дж.Л.Морено и идеями Э.Берна относительно трех эго-состояний (Родитель, Взрослый, Дитя), с позиций которых осуществляются трансакции,  в связи с тем, что у Берна эти эго-состояния выступают не в качестве обозначений ролевых позиций, а как реальные структурные элементы личности, находящиеся в динамических взаимоотношениях.

Таким образом, в теоретическом отношении общность концепций Дж.Л.Морено и Э.Берна ограничивается вниманием к межличностным отношениям, представлениями о фиксированных - и могущих быть неадаптивными или деструктивными - формах бытия, в этих отношениях складывающихся.

Э. Берн, основываясь на наблюдении некоторых демонстраций  психодрамы, осуществленных Дж.Л.Морено,   следующим образом обозначает связь транзактного анализа и психодрамы.

Психодраматист дает клиенту возможность вновь пережить часть его жизненной истории - транзактный аналитик рассматривает то, что происходит спонтанно во время групповой встреч, как полное или частичное воспроизведение жизненного сценария не в символической - подчеркивает Э.Берн - форме, а в форме реальных взаимодействий.

В транзактном анализе возможны постановки, аналогичные психодраматизации.

Сходство с психодрамой наблюдается в тех случаях, когда катектируются эго-состояния терапевта с целью катектирования эго-состояний клиента.

Эго-состояния не являются ролями. Вместе с тем, в различных эго-состояниях возможно исполнение ролей, обозначаемых через другие эго-состояния.

Различные эго-состояния клиента могут катектироваться   посредством разыгрывания ролей.

Психотерапевтические аспекты той и другой концепции  сходны в следующих отношениях.

Та и другая ориентированы на расширение  возможностей самопознания и взаимодействия. В терминах Дж.Л.Морено это означает расширение ролевого репертуара, в терминах Э.Берна - пересмотр сценариев. В том и другом случае имеет место групповая терапия, с активным использованием проработки межличностных взаимодействий и моделированием коммуникативных ситуаций. В том и другом случае в качестве материала для проработки выступают как взаимоотношения вне группы, так и непосредственные внутригрупповые межличностные отношения.

Вместе с тем наиболее явным различием выступает то, что трансакционный анализ представляет собой директивную терапию, в ходе которой осуществляется обучение трансакциям с позиции Взрослого. Психодрама же - при несомненной возможности использования психодраматических техник  в директивном плане - исходно представляет недирективную психотерапию, ориентированную на инсайт исходя из признания уникальности субъективной ситуации протагониста и не допускающую ее оценки и интерпретации.

 

Источник:
Гриншпун Игорь Борисович. "Идеи Джекоба Леви Морено в контексте развития западноевропейской и североамериканской психологии ХХ столетия" // Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук // На правах рукописи

Просмотров: 629
Категория: По направлениям » Трансактный анализ




Другие новости по теме:

  • Сравнительный анализ формирования жизненных стилей и жизненных сценариев в концепциях А. Адлера и Э. Берна
  • Потемкина О. Ф., Потемкина Е. В. Развитие психологического анализа: от 3. Фрейда до Э. Берна
  • Гусаковский В.Е. ПЕТР I. Портретный психологический очерк на основе теории жизненных сценариев Э.Берна
  • Гулина М. А. Транзактный анализ после Э.Берна
  • Ижванова Е.М. Когнитивная методика на основе модели Э.Берна
  • Филонович С. Р. Состояния личности и коммуникации
  • Вакуров Александр. Треугольник Карпмана-Берна: Агрессор-Жертва-Спаситель. Обогащение концепции
  • Молярук Александр. Эго-состояния. Развитие и гармонизация структуры личности
  • Прасс Михаил. Про «Треугольник Карпмана-Берна»
  • Мор Гюнтер. Организационный и образовательный ТА после Берна
  • Соковнина М. С., Алешин В. Н. Интеграция методов психодрамы и транзактного анализа в психологическом сопровождении участников образовательного процесса
  • Папуш М.П. Эрик Берн
  • Паттерсон Сесил, Уоткинс Эдвард. Транзактный анализ: Берн
  • Туровец А. А. Транзактно-аналитическая семейная терапия (ТАСТ) – интегративная модель системной семейной терапии с использованием теории и практики транзактного анализа
  • Шмаков В. М. Взаимодействие между преподавателем психологических дисциплин и обучаемым как основа развития его личности
  • Шустов Д.И. Терапия разрешением: Берн и Христос
  • Карпман Стефан. Анализ ролей и положений в сказках и жизненных сценариях
  • Горностай П. П. Из дебрей жизненного сценария, или Трансактная психодрама
  • Петровский Вадим. Берн ДЛЯ ЧАЙНИКОВ
  • Жаркова Л.Г. Формирование через сказку жизненного сценария и психотерапия
  • Осознание жизненного сценария (или жизнь по программе)
  • Нечестная игра как способ жизни
  • Литвиненко Константин и София. Основные жизненные позиции человека
  • Анализ игр как метод транзактного анализа
  • Петровский Вадим. Трансактный анализ - это игра на всех психотерапевтических инструментах
  • Жаркова Л.Г. Психологическое влияние культуры диалога на формирование интроектов в детско-родительских отношениях
  • Лимонова Д. Л. Место трансактного анализа в психотерапии больных наркоманией
  • Ушакова Татьяна. "Да, но..." - игра или стиль жизни?
  • Гамзина Е.Н. Методы трансактного анализа в решении коммуникативных проблем в паре учитель-ученик
  • Креспель Изабель, Фрезер Том. Способы описания клиента в трансактном анализе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь