БЛЕЙЛОК


БЛЕЙЛОК
Блейлок (Blalock) Губерт Морсе младший (23.08.1926, Балтимор) - американский социолог, профессор социологии Вашингтонского университета, президент Амер. социол. ассоциации (1978-1979). Блейлок - один из ведущих методологов эмпирической социологии США. Базируясь на неопозитивистской трактовке научного знания, считает главной задачей социального познания построение эмпирически проверяемых дедуктивных теорий по образцу физических наук (Неопозитивизм в социологии).
Выступая за математизацию социологического познания, он вместе с тем признает необходимость поэтапного перехода от вербализованных теорий через вспомогательные теоретические конструкции к полностью формализованным теориям. Методология трактуется Блейлоком как совокупность формально-логических приемов, позволяющих создавать верифицируемую теорию. Соответственно этой трактовке методологии из ее сферы исключается широкий круг вопросов гносеологии, связанных с анализом исходных содержательных допущений. Для методологической платформы Блейлока характерно стремление смягчить требования строгого эмпиризма, имеющего значительное число сторонников в западной социологии, чтобы преодолеть фрагментарность эмпирических исследований и определить методы их теоретической систематизации.
Вместе с другими социологами позитивистско-эмпирической ориентации Блейлок признает решающую роль измерения и наблюдения в исследовании, но наряду с этим подчеркивает большое значение теоретического анализа и концептуализации, открывающих возможность построения теорий широкого масштаба. Блейлок выступает против увлечения рационально-дедуктивными методами (пропагандируемыми, в частности, Хомансом), отдавая приоритет индуктивно-статистическим приемам с использованием каузального математического моделирования, пропаганде которого уделяет много внимания. Теории такого типа, по мнению Блейлока, должны быть прежде всего "реальными", т. е. включать минимальное количество абстрактных положений.
В то же время основные понятия "больших" теорий должны определяться операционально, быть связанными с исследовательскими процедурами, с измерением, нахождением признаков и др., что позволит использовать математические каузальные модели. Преодоление кризисного состояния современной социологии он видит на путях разработки единой для всех школ и направлений методологии формирования социологического знания, способной учитывать специфику социальной реальности, но в то же время ориентированной на модели развитых физических наук. Ключевая задача, по Блейлоку,- построение "кумулятивной парадигмы" (теории крупномасштабных социальных процессов), которую следует постоянно совершенствовать как путем введения дополнительных переменных, так и путем постоянной сверки с материалами различ. эмпирических исследований. М. С. Комаров.
Соч.: 1) The theory construction. N. Y., 1965. 2) Conceptualisation and measurement in the social science. L., 1982. 3) Basic dilemmas in the social science. N. Y., 1984.

Энциклопедия социологии, 2009


Просмотров: 350
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Энциклопедия социологии





Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • Животные как модели (animal models)
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • красота как методологический принцип познания
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • методология гуманитарных и социальных наук
  • МЕТОДОЛОГИЯ ДЕДУКТИВНЫХ НАУК
  • НЕРАЗРЕШИМОСТЬ ТЕОРИЙ
  • НЕСОИЗМЕРИМОСТЬ ТЕОРИЙ
  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Плюрализм как модель познания
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • ПСИХОЛОГИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Стрела познания: набросок естественноисторической гносеологии
  • теоретические комплексы и сети теорий
  • Теории социального научения (social learning theories)
  • ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ ПУТЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
  • Теория социального обмена (social exchange theory)
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • франкфуртская школа социальных исследований
  • Фундаментальные проблемы теорий истины
  • ФУНКЦИОНАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Что значит быть летучей мышью?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь