ПСИХОЛОГИЗМ В СОЦИОЛОГИИ


ПСИХОЛОГИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
подход к изучению обществ. проблем и социальных процессов, при к-ром в поле зрения социолога оказываются преимущественно явления психологии, характерные для индивида или социальной группы, но рассматриваемые изолированно от условий материальной жизни общества, вне их обусловленности объективной логикой историч. развития. Внимание социолога сосредоточивается на проявлениях и формах "человеч. поведения", изучении его психологич. механизма и субъективных побудит. мотивов, что само по себе заслуживает внимания. Однако все эти процессы рассматриваются (прямо или косвенно) в качестве самостоят. или даже определяющих движущих сил истории.
Из всей совокупности социальных связей в качестве основных выделяются межиндивидуальные, межличностные отношения или различные типы взаимодействия между отношениями людей, а отношения материальные, производственные, социально-экономические и классовые (в классовом обществе) либо исследуются лишь с т. зр. их зависимости от первых, либо остаются вовсе вне социологич. анализа. При этом всякая социальная группа и даже общество в целом с позиций П. в с. трактуется прежде всего как некая идейно-психологич. общность, как совокупность отношений, влияний и коммуникаций в сфере сознания, как "коллективный психич. субъект".
Характерные черты П. в с. присутствовали во многих направлениях и течениях домарксистской социологии. Однако лишь к концу 19 в. в бурж. социологии сложился ряд самостоят. психологич. школ, прежде всего представленных школами Тарда, Лебона и Мак-Дугалла. В нач. 20 в. П. в с. во все большей степени стал развиваться не в русле отд. школ, а в качестве одного из осн. элементов бурж. эмпирич. социологии, тяготеющей к философии позитивизма. П. в с. начинает во все более четкой форме выступать как совокупность методологич. принципов, приемов и теоретич. предпосылок исследования обществ, проблем. Эти принципы и предпосылки начали разрабатываться амер. социологами Уордом, Кули, Э. Россом, Мидом, франц. социологом Дюркгеймом и др. Становление П. в с. в 20 в. связано с определ. эволюцией в истолковании самой духовной жизни обществ. человека. На первый план выдвинулись явления обществ. и индивидуальной психологии, а роль и значение в историч. процессе различных форм науч. познания обществ. жизни, идеологии и др. продуктов сознания оказались приниженными. Особое внимание привлек механизм обыденного сознания, стихийно возникающих привычек, склонностей, эмоций и св-в личности. И здесь сказалось значит. влияние на социологию бихевиоризма, фрейдизма и неофрейдизма. Под их влиянием особой популярностью начали пользоваться исследования элементов инстинктивности, иррационализма и автоматизма в сознании и поведении человека. Центр тяжести начал постепенно перемещаться с проблем, в рамках к-рых индивид, взятый как психологич. явление, выступал в качестве центр. момента, на проблемы, в рамках к-рых этот индивид уже оказывался в психологич. зависимости от социальной группы или социального института. Последнее особенно характерно для психологизма, органически соединенного с эмпирич. тенденциями. Эта эволюция в социальном плане связана с развитием гос.-монополистич. организации общества и характерных для нее форм бюрократии и бурж. "коллективизма". Вот почему, хотя психологизм можно легко обнаружить в многочисл. работах совр. бурж. социологов, посвященных различным проблемам (напр., теория классов Р. Сентерса или концепция войн Э. Джонса и т.п.), наиболее типичны в этом отношении социологич. исследования, связанные с задачей обеспечения системы управления и "социального контроля" над людьми в рамках бюрократич. организаций. Пользуясь всеми методами эмпирич. анализа, социологи собирают и обрабатывают информацию об обществ. настроениях и мнениях, о мотивах и специфич. особенностях поведения людей, об их чувствах, симпатиях, антипатиях. Но социолога прежде всего интересует приспособление поведения и сознания рядовых членов общества к целям, нормам поведения и "ценностям", задаваемым бурж. организациями, манипуляция людьми ради обеспечения "равновесия" в функционировании бурж. социального организма. При таком подходе игнорируются или фальсифицируются те тенденции, к-рые, действуя и в сфере обществ. бытия, и в сознании и психологии людей, ведут с неизбежностью к коренному преобразованию данного социального организма. Подобный социолог выступает не в роли социального философа и тем более не в роли социального критика, а по сути дела, в роли специалиста по человеч. поведению, консультирующего бюрократич. организации: корпорации, политич. партии, гос-во, армию и т.п. Такого рода тенденции особенно типичны для индустриальной социологии, для работ по "человеч. отношениям в промышленности", для представителей т.н. "управленч. науки" (менеджеризм) и т.п. Аналогичные установки можно обнаружить и в работах, посвященных "поведению людей в период выборов" (Лазарсфельд, Б. Берелсон и др.), входящих в раздел т.н. политич. социологии; в обширной и модной области бурж. социологии, к-рая занимается проблемами воздействия на сознание и чувства человека "средств массовых коммуникаций", т. е. кино, телевидения, радио, прессы, коммерч. рекламы (Лазарсфельд, Л. Лоувелл, Д. Катс, X. Ласуэлл, К. Ховленд и др.); в исследованиях, посвященных социальным заболеваниям личности: алкоголизму, преступности (особенно молодежной), душевных заболеваний и т.п. (К.Меннигер, А.Улмен, Х. Блок, Ф. Флинни др.).
В обобщенной форме принципы и установки П. в с. связанные с проблемами "социального контроля", нашли выражение прежде всего в социального действия теории, в теории малых групп и отчасти в социометрии.
П. в с. характерен и для растущей группы социологов, противостоящих бюрократически- манипуляторской ориентации, к-рые концентрируют внимание на болезненных процессах, типичных для личности в условиях гос.-монополистич. бюрократии. Они нередко выступают в роли социальных критиков, однако эта критика существенно ограничена психологизированной трактовкой сложных взаимоотношений человека и социальной организации. В центре внимания этих социологов находится детальное описание психологич. проявлений и последствий духовно-психич. отчуждения человека, однако сама проблема отчуждения оказывается оторванной от анализа действит. объективных социально-экономич. условий. Наиболее крупными представителями этой группы являются Фромм, Рисмен, Д. Мартиндейл, В. Видич, У. Уайт (младший) и т.д. В наст. время среди бурж. социологов растет сознание ограниченности и узости принципов и установок П. в с. Это проявляется, в частности, в попытках соединить психологич. подход к явлениям обществ. жизни со структурно-функциональным методом изучения социальных систем (Парсонс, П. Блау, Ф. Селзник и др.). Все большее число авторитетных социологов выступает с критикой односторонности П. в с. (Мертон, Миллс).
Марксистская социология, выступая с критикой П. в с. выдвигает требования всестороннего и конкретного исследования разнообразных явлений и процессов обществ. психологии и духовной жизни личности, взятых в их диалектич. связи с объективной логикой социально-историч. развития.
Лит.: Замошкин Ю. ?., Психологич. направление в совр. бурж. социологии, М., 1958; его же, Кризис бурж. индивидуализма и личность, М., 1966; Попова ?. ?., К вопросу о социальной почве психологизма в бурж. социологии, "ВФ", 1961, No 3; Hовиков Н. В., Совр. амер. капитализм и "теория социального действия" Т. Парсонса, там же, 1963, No 3; Осипов Г. В., Совр. бурж. социология, М., 1964; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Ross ?. ?., Social control, N. Y.–L., 1901; World tension. The psychopathology of international relations, N. Y., [1951]; Reader in bureaucracy, ed. by R. K. Merton [a. o.], Glencoe, [1952]; Berelson B. and Janowitz M., Reader in public opinion and communication, [2 ed.], Glencoe, [1953]; Blumer H., Psychological import of the human group, в сб.: Group relations at the cross roads, N. Y., [1953]; Вogardus B. S., The development of social thought, 4 ed., ?. ?., [1960]; Centers R., The psychology of social classes, N. Y., 1961; The behavioral sciences today, ed. by B. Berelson, N. Y.–[a. o.], 1964.
Ю. Замошкин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 3307
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО" КОНЦЕПЦИЯ
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • Исследование социального климата (social climate research)
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ОБЩЕСТВ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • ОБМЕНА СОЦИАЛЬНОГО ТЕОРИЯ
  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей (cognitive interventions with older persons)
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ТЕОРИЯ
  • СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА ТЕОРИЯ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Теории социального научения (social learning theories)
  • теория научения социального
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА
  • Теория социального обмена (social exchange theory)
  • ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОЛЯ
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФУНКЦИОНАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ
  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь