интеллектуализация — механизм защитный, действие коего проявляется в специфическом способе анализа стоящих перед личностью проблем, характерном чрезмерным преувеличением роли рассудочной компоненты при полном игнорировании эмоциональных, аффективных, чувственных составляющих анализа. При действии механизма интеллектуализации жизненно важные события и факты становятся объектом «спокойного и хладнокровного» рассмотрения и обсуждения, что вызывает удивление и непонимание окружающих (например, раковый больной высчитывает вероятность выживания; мать детально и «равнодушно» рассказывает о гибели ребенка). Но интеллектуализация не ведет к полному преодолению негативных переживаний. Эмоциональная компонента, теряя свое предметное содержание, «отщепляясь» от травмирующего личность события, остается в сознании в виде генерализованного чувства тревоги, беспокойства, страха.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ
(англ. intellectuallization).
1. Один из защитных механизмов, состоящий в игнорировании эмоционального содержания личностной проблемы и в попытке ограничиться сухим, трезвым ее анализом. См. Защита психологическая.
2. Важная концептуальная единица тезауруса психологической концепции Л. С. Выготского. По его же определению, И. выражается в том, что ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности. Др. словами, функции, которые ранее выполнялись неосознанно и спонтанно, в дальнейшем развитии могут стать осознанными и произвольными. Этот переход и называется «И.». Разные функции интеллектуализируются гетерохронно. Последовательность их И., по-видимому, совпадает с развитием самосознания. Выготский утверждал, что до подросткового возраста интеллектуализируются все интеллектуальные функции (восприятие, внимание, память, наглядно-действенный интеллект), кроме самого интеллекта (мышления дискурсивного). В развитии высших психических функций следует различать И. и интериоризацию. (Б. М.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.
Синонимы:
повышение интеллектуального уровня, усиление роли интеллекта
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.