Женское предпринимательство


Женское предпринимательство
- бизнес, который возглавляется женщинами. Массовый выход женщин в предпринимательство в ХХ веке называют тихой революцией. В условиях постиндустриального общества для женского предпринимательства складываются особые предпосылки - происходит переход от производства товаров к производству услуг, и женщина в такой ситуации особо востребована обществом. Находят применение благоприятные социально-психологические качества женщин: умение моделировать новые идеи в нестандартных условиях, способность вызывать доверие, интуиция и др.
Наиболее динамично процесс становления женского предпринимательства идет в США - свыше 30% объектов малого бизнеса находится в руках женщин, и это число имеет тенденцию к возрастанию. В общемировом измерении женщины владеют более чем 1/3 бизнеса и нанимают 1/4 рабочей силы. В семьях с двумя работающими около 1/4 женщин зарабатывают больше своих мужей. Как негативные факторы для развития женского предпринимательства выступают: дискриминация женщин, а также (на это указывает, в частности, психолог Хорнер) "картина внутренних барьеров" - это страх лидерства или страх успеха. Женщины боятся негативной оценки со стороны близких (или не близких) мужчин. Причем страх лидерства свойственен не только взрослым женщинам, что может определяться особенностями женского опыта, но даже способным, одаренным девочкам. Кроме того, важным фактором является неуверенность женщин в себе и низкая самооценка, дополненная отсутствием необходимого профессионального честолюбия. Еще один фактор - отсутствие достаточного количества примеров для подражания. В целом, сила полоролевых стереотипов продолжает оставаться доминирующей, но это не означает, что в перспективе, на фоне продолжающегося притока женщин в предпринимательство, она не будет смягчаться.
Проблема женского предпринимательства в мире достаточно интенсивно изучается, в частности, в плане необходимости государственной поддержки женского предпринимательства в интересах экономического процветания. В США создана Секция женского малого бизнеса Конгресса США, с помощью которого Конгрессом был принят Акт о женском бизнесе (1988 г.). В итоговом докладе Департамента новых возможностей, подготовленном европейскими исследователями для Комиссии Европейского Сообщества, в центре внимания находятся 4 темы: 1) состояние женского предпринимательства в странах ЕС, 2) методологические подходы, основные черты и типологии женского предпринимательства, 3) помощь предпринимательницам и ее место в общей системе поддержки новых предприятий, 4) предпринимательство и проблемы равных возможностей для мужского и женского бизнеса.
Российские регионы не располагают официальной статистикой распространенности женского предпринимательства, поэтому в зависимости от источника эти показатели колеблются от 10% до 40%. Но существует общая тенденция устойчивого роста числа предприятий, возглавляемых предпринимательницами, особенно в малом бизнесе, во всех регионах России. В целом, в последнее десятилетие наблюдается постепенный переход российских женщин от руководства государственными предприятиями к руководству частными фирмами. Согласно данным, полученным О. К. Самарцевой и Ю. В. Татарниковой, около 40% женщин, возглавляющих в данное время частные фирмы в Самаре, до этого были высшими и средними руководителями на государственных предприятиях.
Анализ российских исследований женского предпринимательства за последние пять лет (Т. Г. Малютина, С. Ю. Барсукова, А. Е. Чирикова и др.) показывает, что существуют группы проблем, которые будут оставаться существенными для женского предпринимательства в ближайшие годы: это незавершенность и неопределенность сложившейся системы отношений между бизнесом и властью в регионах; плохая интеграция предпринимательства вообще и женского предпринимательства в частности; проблема профессиональной компетентности предпринимательниц, особенности политического сознания и политического поведения предпринимательниц; несовершенство инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса в российских регионах.
Не следует преувеличивать специфику женского и мужского лидерства в предпринимательстве. Лидерские качества мужчин и женщин имеют общую природу и не зависят напрямую от половых различий. Это дало основание утверждать в российских исследованиях о том, что успешный менеджмент не имеет пола. Хороший менеджер располагает двойным репертуаром управленческих технологий: и мужских и женских. Одновременно деловые стратегии мужчин и женщин-руководителей имеют и определенную специфику. Женщины, по сравнению с мужчинами-предпринимателями, ориентированы на устойчивые деловые стратегии и ведут свой бизнес более ответственно и осторожно; женщины чаще рассматривают бизнес как возможность самореализации. Взаимодействие с предпринимательницами свидетельствует, что те из них, которые достигают успеха в бизнесе, отличаются определенными личностными особенностями: это вариантность личностной структуры, повышенный психологический темпоритм, высокий уровень работоспособности и др.
Women's business (англ.)
Литература:
Женщины в бизнесе. М.: ИНИОН РАН, 1994.
Журавлев А. Л., Хащенко В. А., Хащенко Н. Н. Влияние фактора пола на стиль руководства производственным коллективом // Социально-психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива. М.: ИПАН, 1989.
Самарцева О., Фомина Т. Особенности женского менеджмента // Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. М.: ИСИ РАН, 2000.
Турецкая Г. Женщина и работа. Совмещение работы и семьи различными категориями работающих женщин // Социологические исследования. 2001. N 1.
Чирикова А. Женщина во главе фирмы. М.: ИСИ РАН, 1998. С. 93-95.
Eagly A. H., Karaus S. J., Makhijani M. J. Gender and Effectiveness of Leaders: A Meta-analysis // Psychological Bulletin. 1995. Vol. 117 (1).
Pleck J. The Work-Family Problem: Overloading the System / Outsiders on the Inside: Womens and Organizations / Ed. by Forisha B. L., Goldman B. H. N. J. 1981.
Powell G. N., Maniero L. A. Gross-Current in the River of Time Conseptualizing the Complexities of Women's Career // Journal of Management. 1992. Vol. 18.
Rossman M. Breaking down barriers: Nine stories // Rossman M. The international businesswoman of the 1990s. A guide to success in the global market place. Women in business: A world of opportunity. N. Y. etc. 1990.
© А. Е. Чирикова

Тезаурус терминологии гендерных исследований. — М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. . 2003.


Просмотров: 2714
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Термины гендерных исследований





Другие новости по теме:

  • Cексуальные политики женского тела
  • Антропология женщин
  • Государственная политика в отношении женщин
  • Десятилетие женщин ООН
  • Дискриминация в отношении женщин
  • Дискриминация женщин в оплате труда
  • Занятость женщин
  • Интенсификация женского труда
  • История женского образования
  • История женщин
  • Квота для женщин
  • Маргинализация женщин
  • Международный год женщин
  • Насилие в отношении женщин
  • Неоплачиваемый труд женщин
  • Показатель расширения возможностей женщин
  • Половое насилие в отношении женщин
  • Права женщин
  • Права человека женщин
  • Предубеждения против женщин
  • Прогрессивность женского движения
  • Психологическое насилие в отношении женщин
  • Психология женщин (psychology of women)
  • Расширение возможностей женщин
  • Репродуктивные политики женского тела
  • Репродуктивный труд женщин
  • Самозащита женщин
  • Самоцензура женщин
  • Физическое насилие в отношении женщин
  • Эмансипация женщин



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь