эпистема


эпистема
        ЭПИСТЕМА (от греч. episteme — знание) — опорное понятие концепции «археологии знания» М. Фуко, представленной в книге «Слова и вещи». Фуко называет Э. совокупность объективных категорий, неких историко-познавательных априори, которые, в свою очередь, определяют возможности мнений, теорий, наук в различные исторические периоды. Выявляет и изучает Э. особая дисциплина — «археология знания»: она осуществляет глубинный подкоп в историко-культурную, познавательную почву, на которой произрастают различные виды и формы знания. При этом выявляются не только концептуальные опоры наук, но и конфигурации тех более причудливых и зыбких образований, которые могут показаться химерами, беспочвенными верованиями, «идеологиями».
        Рациональность или объективность не являются критериями анализа Э.: речь идет об особом понимании условий возможности познания. В процессе раскапывания эпистемного поля или же строительства Э. (обе метафоры тут уместны) обсуждаются не пути непрерывного совершенствования исходных догадок или зачатков наук, но соотношения познавательных конфигураций, противоположных по своей структуре и смыслу всем концепциям постепенного накопления знания.
        Э. лежит глубже уровня кодифицированного знания; она более прочна и архаична, чем любая теория. Всего в западной культуре Фуко усматривает два крупных эпистемных разрыва, которые отделяют друг от друга три главных археологических образования. Это, соответственно, ренессансная (16 в.), классическая (17—18 вв.) и современная Э. Собственная синхронная структура Э. определяется соотношением «слов» и «вещей»: в ренессансной Э. главенствует слово как символ мира, в классической — слово как образ в пространстве мыслительного представления, в современной — слово как знак в системе знаков, а затем, уже на выходе в новое эпистемное пространство, — слово, замкнутое на себе самом. Ренессансное знание основано на сходствах или подобиях различного рода, классическое — на тождествах и различиях (главное тут — науки о порядке, построение классификаций и таблиц), современное — на языке, обретшем собственное бытие, отличное от бытия мысли.
        Соответственно происходят эпистемные изменения в структуре и функционировании языка. В классическую эпоху язык предстает как нечто сходное с миром вещей; он становится предметом всеобщей грамматики, задача которой — определить, как мыслительные представления запечатлеваются в линейных последовательностях знаков, и представить весь мир как язык в алфавитном порядке. В 19 в. язык превращается из прозрачного посредника мысли в объект познания с собственным бытием и историей. Но главное событие — это появление человека, который вовсе не был вечной проблемой познания. В классической Э. не было нужды в человеке, т.к. порядок мышления и порядок бытия гладко состыковывались. Осознание специфики человека как существа конечного приходит вместе с осознанием особенностей его жизни, труда, языка.
        Понимание Э. у Фуко не есть величина постоянная. Если в «Словах и вещах» Э. трактуется феноменологически — как способ бытия порядка и его восприятия, то в дальнейшем, начиная с «Археологии знания» (1969), понятие Э. почти исчезает, а при случае трактуется как совокупность исторически конкретных способов производства высказываний.
        В философии науки понятие Э. иногда сближается с понятием парадигмы. Общий для обеих концепций акцент на прерывность познания не должен затушевывать различий в их философских опорах и научных традициях: Э. выросли на почве франц. исторической эпистемологии, а парадигмы — на почве англо-амер. переосмысления опыта узкого эмпиризма применительно к истории науки. В любом случае Э. гораздо вместительнее парадигмы: она включает те познавательные формы и образования, которые не могут считаться научными, но имеют отношение к сфере познания в широком смысле слова.
        Н.С. Автономова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 901
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь