семиозис


семиозис
        СЕМИОЗИС — процесс порождения и функционирования знаков. Этот термин впервые был использован, по-видимому, греч. врачом Галеном из Пергама (139—199 гг. н.э.), который называл С. интерпретацию симптомов болезни. Античные авторы включали в С. три компонента; 1) то, что выступает как знак; 2) то, на что указывает знак; 3) воздействие, которое знак оказывает на человека (т.е. способ интерпретации).
        Вновь понятие С. было востребовано в 20 в. в связи с ростом интереса к знакам и знаковым системам (см. Семиотика). Можно указать на два различных представления о С, связанных с двумя определениями знака (см. Знак).
        Первое из этих определений (впервые введенное Ф. де Соссюром) исходит из понятия о знаке как двойственной сущности, представляющей собой единство означающего и означаемого. Поэтому в семиотической традиции, восходящей к Соссюру (и развитой, прежде всего, в рамках структурализма), С. определяется как «операция, которая, устанавливая отношение взаимной пресуппозиции между формой выражения и формой содержания (в терминологии Ельмслева) — или между означающим и означаемым (у Соссюра), — производит знаки» (Греймас А.Ж., Курте А. Семиотика. Объяснительный словарь // Семиотика. М., 1983. С. 526). Указанное определение связано с общим подходом к понятию знака, так или иначе восходящим к соссюровской лингвистике. Для нее существен, прежде всего, постулат о произвольности знака (см. Теоретической лингвистики постулаты), в силу которого связь означающего с означаемым не обусловлена никакими собственными свойствами этих компонентов знака. Она возникает только в рамках целостной системы, объединяющей знаки. С, как процедура порождения знака, есть, в свою очередь, процесс функционирования системы. Он имеет место в результате обмена между различными частями системы. Именно процесс обмена превращает участвующие в нем элементы в знаки или сообщения. Классическим примером С. является функционирование денег в экономической системе. Деньги становятся знаком в момент их использования, напр. при покупке товара. Именно тогда происходит наделение их значением, т.е. соединение означающего (денежного знака) с означаемым (его товарным эквивалентом или ценностью). Приведенный пример является, по-видимому, парадигмальным для представления С. в рамках указанной традиции. В частности, К. Леви-Стросс использовал его при описании знакового характера социальных отношенийвпервобытномобществе. Аналогичный подход можно найти у многих авторов, связанных, прежде всего, со структуралистской или постструктуралистской традициями.
        Другое определение С. восходит к работам Ч. Пирса, который рассматривает знак как объект, репрезентирующий или замещающий нечто др. в человеческой деятельности. Сам Пирс при описании С. опирается на античное определение, используя триадическую схему «объект — знак — интерпретанта». Термином «интерпретанта» он обозначает способ употребления знака человеком, или то действие, которое производит знак на человека. Описание процесса С. требует при этом следующих уточнений. Во-первых, три указанных компонента С. необходимо дополнить еще одним — интерпретатором, т.е. субъектом, производящим и интерпретирующим знаки. Во-вторых, С. осуществим только в сообществе интерпретаторов, между которыми существует согласие относительно правил интепретации. Деятельность сообщества и состоит в непрерывно продолжающемся С. Знак, произведенный одним субъектом, интерпретируется другими, т.е. порождает интерпретанту. Последняя, в свою очередь, выступает как другой знак, также подлежащий интерпретации. Таким образом, объект (т.е. «сама реальность»), по поводу которого происходит общение, никогда не представлен непосредственно. Для членов сообщества он всегда скрыт за совокупностью знаковых опосредовании, т.е. представлен для понимания лишь в рамках С.
        Ч. Моррис, развивая подход Пирса, выделил три измерения С, т.е. три аспекта деятельности, связанной с использованием знаков. Порождение и интерпретация знаков включают: 1) связь различных знаков в рамках знаковых сообщений; 2) установление отношений между знаками и обозначаемыми объектами; 3) человеческие действия, связанные с продуцированием и интерпретацией знаков, т.е. отношение знаков к интерпретаторам и опосредованные знаковой деятельностью их отношения между собой. Эти три измерения Моррис назвал соответственно синтаксическим, семантическим и прагматическим, а изучающие их дисциплины (разделы семиотики) синтактикой, семантикой и прагматикой.
        Г.Б. Гутнер

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 921
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • Знак
  • ЗНАК
  • ЗНАК
  • знак
  • знак
  • знак
  • ЗНАК
  • ЗНАК
  • ЗНАК (в психологии)
  • Знак доверия
  • ЗНАК ЕСТЕСТВЕННЫЙ
  • ЗНАК ЗОДИАКА
  • ЗНАК КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ
  • ЗНАК СХЕМА
  • ЗНАК ЯЗЫКОВОЙ
  • Знак, знамение
  • ЗНАК-КОПИЯ
  • ЗНАК-ПРИЗНАК
  • ЗНАК-СИМВОЛ
  • Как делать вещи при помощи слов
  • канон тайных знаков
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • Памятник, памятный знак
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • психическое как процесс
  • ПУСТОЙ ЗНАК
  • Философия науки. Связь между наукой и философией



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь