знак


знак
        ЗНАК — основное понятие семиотики, наблюдаемый предмет, отсылающий к чему-либо другому, недоступному непосредственному наблюдению. Существует два основных определения 3. Согласно первому, идущему от Соссюра, 3. есть двойственная сущность, представляющая собой единство означающего и означаемого (или плана выражения и плана содержания). Второе определение поддерживается логико-философской традицией, восходящей к Пирсу. Согласно этому определению, 3. есть материальный объект, репрезентирующий (см. Репрезентация) в человеческой деятельности другой объект или явление. С этими двумя определениями связаны различные подходы к пониманию природы 3. и его места в познании.
        Соссюр первоначально подразумевал под означающим последовательность фонем, т.е. доступную — восприятию физическую реальность (акустический образ), а под означаемым — соответствующий этой реальности ментальный образ или понятие, присутствующее в сознании говорящего. Важной характеристикой 3., постулированной Соссюром, является произвольность связи между означающим и означаемым. Фонетическая структура 3. не имеет никакого отношения к выражаемому понятию. Этот постулат связан с идеей системности. В силу произвольности, никакие собственные свойства означающего не обусловливают его способности что-либо обозначать. 3. становится 3. только благодаря включенности в систему, и все его знаковые характеристики обусловлены совокупностью отношений с другими элементами этой системы (см. Теоретической лингвистики постулаты; Курс общей лингвистики). Позже Соссюр предложил более абстрактное понимание означающего и означаемого, рассматривая их просто как два аспекта существования единой языковой формы, подобных двум сторонам листа бумаги. Для последующей лингвистической и семиотической традиции важно, что элементом системы является именно 3. как целое, а не только план выражения. Именно в рамках системы знаков происходит соединение двух указанных планов и возникает единый 3. (см. Семиозис). Соссюр, развивая понятие 3., имел в виду определенные единицы языка, прежде всего слова. В дальнейшем его определение было распространено на более широкий класс объектов, как собственно лингвистических, так и иных. Л. Ельмслев рассматривал в качестве знаков высказывание и дискурс (т.е. связную последовательность высказываний).
        Во второй половине 20 в. понятие 3. было использовано для описания различных культурных и социальных феноменов. Выработалась определенная методология, суть которой состояла в переносе лингвистических категорий на различные области человеческой жизни. Такое использование метафоры языка характерно, прежде всего, для исследователей, придерживающихся структуралистского подхода. В их описании культура или социум рассматриваются как системы, функционирование которых можно свести к процедурам семиозиса, т.е. продуцирования последовательностей знаков путем соединения плана выражения с планом содержания. Пионером этого направления можно считать, по-видимому, К. Леви-Строса, который, изучая жизнь первобытных сообществ, описал разнообразные составляющие этой жизни (ритуалы, мифы, маски, правила заключения браков, отношения родства и т.д.) как элементы единой системы, выступающие в ней в качестве знаков или сообщений. Подобный же подход был реализован Р. Бартом при рассмотрении современного европейского общества, в котором в единую семиотическую систему включены, напр., мода, журнальные публикации, еда, структуры города. Подобные идеи были реализованы в самых разных сферах исследования. Ю.М. Лотман описывал в терминах знаковых систем русскую культуру начала 19 в., Лакан пытался установить аналогию между функционированием языка и психической деятельностью человека. Общей чертой всех этих исследований является редукция различных областей человеческой жизни к бессознательно функционирующим означивающим системам. Продуцирование знаков в этих системах оказывается жестко схематизированной процедурой, происходящей без участия какого-либо субъекта.
        Второе определение 3. оказывается, как правило, востребовано совершенно в иных философских и семиотических теориях. 3., рассмотренный как объект, репрезентирующий нечто другое в определенных человеческих действиях (напр., в познании), оказывается связанным не столько с системой знаков, сколько с характером деятельности. Поскольку (согласно Пирсу) 3. есть, прежде всего, средство коммуникации, то знаковые функции того или иного объекта зависят от характера его использования в сообществе. Продуцирование и интерпретация знаков связаны, таким образом, не с бессознательно функционирующей знаковой системой, а с деятельностью входящих в сообщество субъектов.
        Пирс разработал классификацию знаков, которая используется и в настоящее время. Согласно этой классификации существуют три типа знаков: индексы, иконы и символы. Индекс указывает на объект или явление в силу причинно-следственной связи между 3. и обозначаемым. Напр., стук капель по крыше есть 3. идущего на улице дождя, свет в окне — 3. того, что в доме кто-то есть, и т.д. Икона (icon — изображение) — это 3., который указывает на объект в силу структурного или качественного сходства с ним. Напр., карта является иконическим 3. местности, портрет — 3. изображенного на нем человека, математическая модель — 3. моделируемого явления. Наконец, символами называют те знаки, связь которых с обозначаемым произвольна и устанавливается в силу определенной конвенции. Таковыми традиционно считают языковые 3. Помимо знаков естественного языка, символами являются, напр., обозначения чисел в той или иной системе счисления, знаки арифметических операций, сигналы светофора и т.д. По поводу символического характера знаков естественного языка необходимы определенные оговорки. Существуют стилистические приемы, позволяющие достигать особой выразительности или точности речи посредством имитации описываемых предметов. В таком случае языковой 3. оказывается иконическим. Напр., по замечанию Р. Якобсона, иконическим 3. является известная фраза «Пришел, увидел, победил», поскольку порядок слов в ней повторяет последовательность событий. В этом смысле интересна концепция языка, развитая Витгенштейном в «Логико-философском трактате», согласно которой предложение языка выражает определенную реальность в силу совпадения структуры предложения и структуры описываемой ситуации. Характерно, что Витгенштейн использует для описания смысла предложения термин das Bild, близкий по значению к английскому icon.
        В отличие от символов, иконические и индексальные 3. способны выполнять свою знаковую функцию благодаря своим собственным свойствам. Поэтому они могут быть понятны людям, принадлежащим к разным сообществам и придерживающимся разных языковых конвенций. Сказанное, впрочем, не означает, что они могут быть знаками сами по себе, т.е. только благодаря своим свойствам. Знаками они становятся только тогда, когда есть субъект, способный интерпретировать их соответствующим образом. Подобная интерпретация возможна лишь при наличии у субъекта определенных знаний и осуществима, в конечном счете, при условии его принадлежности к некоторому коммуникативному сообществу. См. также Семиотика.
        Г.Б. Гутнер

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    акут, амперсанд, апекс, апостроф, астериск, бакан, бакен, бекар, бемоль, богознамение, буй, бэдж, вензель, весы, да-капо, движение, двоеточие, дефис, диакритика, диграф, диез, жест, заметина, заметка, запятая, зарубка, засечка, затеси, знамение, знаменование, знамя, значок, идеограмма, иероглиф, инсигнии, кавыка, кавычка, каданс, камора, керенка, клеймо, клейнод, ключ, кокарда, коловрат, копирайт, лига, лигатура, логотип, мание, мановение, марка, мета, метина, метка, минус, многоточие, монограмма, награда, наплечник, николаевка, нота, овен, отмашка, отметина, отметка, параграф, пентаграмма, печать, плюс, погон, погранзнак, показатель, полифон, помета, пометка, предвестие, предзнаменование, признак, примета, пряжка, пуансон, радикал, регалии, репер, рубец, рыбы, свастика, светознак, седиль, сигнал, силлабема, символ, симптом, симтом, синтагма, скобка, слеш, смайлик, собачка, спецзнак, стела, столп, стрелка, стрелочка, тамга, темляк, тилак, тилук, тильда, тире, титло, точка, точка с запятой, тригопункт, триграмма, указатель, условный знак, фермата, филигрань, флаг, хрома, циркумфлекс, цитрага, черточка, шифр, шпала, шрам, экслибрис, эмблема, эполет, ярлык


Просмотров: 1087
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ГОЛОС И ФЕНОМЕН: ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ ЗНАКОВ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ ГУССЕРЛЯ
  • Достойно есть
  • Еда, пища, есть, вкушать
  • Есть, еда
  • Закон «все или ничего» (all-or-none law)
  • знание-как и знание-что
  • Или, Или. лама савахфани
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Как делать вещи при помощи слов
  • канон тайных знаков
  • КЛАССИФИКАЦИЯ ЗНАКОВ
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Социальное давление на систему языка
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Что значит быть летучей мышью?
  • Экосистемный, или холистский подход в социальной работе
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы
  • языка функции (употребление языка)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь