натурализированная эпистемология


натурализированная эпистемология
        НАТУРАЛИЗИРОВАННАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ -термин известного амер. философа У Куайна, который он использовал для характеристики нового и желаемого состояния эпистемологии (Quine W,V. Epistemology Naturalized // Ontological Relativity and Other Essays. N.Y., 1969). Последняя, с его точки зрения, должна порвать с исторической традицией обоснования знания и стать одной из научных дисциплин. Предложенный Куайном и подхваченный многими философами «натуралистический поворот» в эпистемологии был направлен против господствовавшего в эпистемологии на протяжении большей части 20 в. антипсихологизма, видевшего задачу эпистемологии, в отличие от психологии, не в анализе механизмов познавательной деятельности, а в том, чтобы дать критическую оценку результатов познания с точки зрения их соответствия нормам знания. Данная позиция была характерна для столь разных направлений, как неокантианство, феноменология и аналитическая философия. Идея Н. э. означает разочарование в абсолютистских критериях отличения знания от незнания и отказ от эпистемологического фундаментализма. Н. э., по Куайну, превращается в раздел психологии, изучающий процессы получения и переработки когнитивной информации. По сути, эпистемология превращается в дескриптивную дисциплину и лишается философского статуса. Впрочем, еще до введения термина «Н. э.» в философский оборот неопозитивисты Венского кружка сформулировали программу физикализма ( Р. Карнап), а Ж. Пиаже — программу генетической эпистемологии (см. Эпистемология генетическая), фактически заменяющие философскую теорию познания. По этому же пути позднее пошли некоторые сторонники эволюционной эпистемологии, когнитологии (см. Когнитивная наука), социальной эпистемологии, антропологии познания (см. Антропология науки) и лингвистического поворота в эпистемологии, для которых биологические науки, когнитивные науки, социология знания, этнография и дискурс-анализ делают излишним философское исследование познания. Все подобные варианты превращения эпистемологии в дескриптивную дисциплину могут быть охарактеризованы как программы Н. э. в широком плане. Н. э. является принципиально сциентистским направлением исследований в том смысле, что она провозглашает программу редукции всякого анализа знания к методам конкретных наук.
        Между тем обоснованный отказ от эпистемологического фундаментализма и необходимость учета данных специальных когнитологических исследований вовсе не обязательно означает разрыв с эпистемологической традицией критической оценки результатов познавательной деятельности. Современный специалист по эпистемологии не может претендовать на обладание абсолютными вневременными критериями познания и знания. Вместо этого он учитывает реальную познавательную практику, изучает исторический процесс развития познания и выделяет те методы когнитивной деятельности — в обыденном познании и в различных научных дисциплинах, — которые оказались более успешными, чем др. Разные методы познавательной деятельности могут не только описываться, но и сравниваться между собою с точки зрения их согласованности, а также надежности; разные познавательные практики могут оцениваться с точки зрения их плодотворности. Такого рода работа допускает, что не существует абсолютных норм оценки знания и что методы познавательной деятельности меняются и будут меняться. Это означает, что специалист по эпистемологии не занимает позиции вне познавательного процесса, а сам включен в этот процесс. Поэтому эпистемологические концепции не могут претендовать на абсолютность и имеют, в определенном смысле, гипотетический характер. Вместе с тем специалист по эпистемологии может и должен анализировать общие условия познавательной деятельности, т.е. обсуждать проблематику истины, реальности, те вопросы, которые И. Кант называл трансцендентальными условиями возможности познания.
        Таким образом, если трудно согласиться с сильным вариантом идеи Н. э., то ее слабый вариант, допускающий возможность формулирования оценочных суждений в эпистемологии (хотя и не в абсолютистском смысле), представляется плодотворным и современным.
        В.А. Лекторский

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 700
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “АНТРОПОЛОГИЯ С ПРАГМАТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ”
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • ДРЕВО ПОЗНАНИЯ
  • ЗНАНИЯ СОЦИОЛОГИЯ
  • красота как методологический принцип познания
  • Критерий оценки трудовой деятельности (criterion in employment)
  • ленинградская школа эпистемологии
  • логика научного познания (логика науки)
  • лосось познания
  • междисциплинарность в эпистемологии
  • Наука и социология знания
  • петербургская школа эпистемологии
  • Плюрализм как модель познания
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • Психология с эмпирической точки зрения
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Социология психологического знания (sociology of psychological knowledge)
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • теория познания
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • теория познания
  • условия познания
  • УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
  • форма познания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь