ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА


ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА
(Pico della Mirandola) Джо-ванни (1463—1494) — ит. гуманист и философ. Учился в ун-тах Болоньи, Феррары и Падуи, где освоил схоластическую традицию аристотелизма и аверроизма, овладел множеством языков, в т.ч. др.-евр. и араб., что позволило ему изучать в оригинале Ветхий Завет и Коран. Будучи живым воплощением духовных крайностей и противоречий Ренессанса, увлекался Каббалой и «натуральной магией» — и в то же время выступал с критикой астрологии, отвергая «предопределение звезд» и противопоставляя ему свободу человеческой воли («Рассуждение против предсказательной астрологии», 1495). Издал в Риме «Философские, каббалистические и теологические заключения» (1486), в которых выдвинул «900 тезисов», отчасти почерпнутых из известных ему религиозно-философских систем, а отчасти сформулированных им самим, и призвал на открытый диспут ученых Европы, взявшись защищать свои положения. Вступлением к «тезисам» послужила «Речь о достоинстве человека», в которой развивалась мысль о том, что признаком человека является не столько его центральное положение в Космосе, сколько способность выходить за пределы царства форм, его власть над собственной природой как результат того, что он не имеет природы. Человек — «творение неопределенного образа», у которого нет «ничего собственного», никакого «точного места», словом, никакой «ограниченной природы», законы которой стесняли бы его поступки. Человек в силах «быть тем, чем хочет». Папская курия осудила сначала 13 тезисов, а после «защитительной речи» П.д.М. («Апология», 1487) — и все тезисы целиком. П.д.М. был обвинен в ереси, подвергся аресту и вынужден был бежать во Францию. По возвращении в Италию он обосновался во Флоренции, где примкнул к кружку неоплатоников, возглавляемому Марсилио Фичино. В это время создавались его трактаты «Семь аспектов творения» (1490) и «О бытии и едином» (1496), которые не были закончены. В конце жизни проникся проповедями Дж. Савонаролы, благодаря чему усилились его религиозно-мистические настроения. Современники именовали П.д.М. «Князем согласия», поскольку смысл своей деятельности он видел в «примирении философов», исходя из того, что все религиозно-философские учения являются частными примерами единой истины, содержащейся в универсально понимаемом христианстве.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА
        (Pico della Mirandola) Джованни (24.2.1463, Мирандола, близ Модены,— 17.11.1494, ок. Флоренции), итал. мыслитель эпохи Возрождения. Учился в университетах Болоньи, Феррары, Падуи, где освоил схоластич. традицию аристотелизма и аверроизма; вместе с тем воспринял культуру филоло-гич. гуманизма. Первым среди гуманистов изучил др.-евр. и араб. языки, штудировал в оригинале Ветхий завет и Коран, увлекался каббалой и «натуральной магией». В 1486 обнародовал «900 тезисов», взятых из всех известных ему филос. и религ. учений, отчасти сформулированных самостоятельно, и вызвался защитить их в Риме перед учёными христ. мира (введением к ним явилась «Речь о достоинстве человека» — одно из самых знаменитых свидетельств ренессансного мировосприятия). Папская курия осудила 13 тезисов, а после возражений П. в «Апологии» («Apologia», 1487) — и «Тезисы» в целом; П. подвергался аресту. С 1488 поселился во Флоренции, вошёл в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников во главе с М. Фичино (платоновская Академия); написал незаконченные трактаты «Гептаплус» («Heptaplus...», 1490), «О бытии и едином» («De Ente et Uno», 1496). В последние годы жизни испытал воздействие Савонаролы, в нём углубились ре-лиг.-мистич. настроения.
        П. не завершил большинства замыслов и не привёл в систему крайне разнородные филос. мотивы, его вдохновлявшие. Он стремился к всеобщему «примирению философов», исходя из того, что все религ. и филос. школы являются частным явлением единой истины и могут быть примирены в универсально понятом христианстве. Другая центр. идея П.— особое положение («достоинство») человека в мироздании в силу того, что он причастен всему земному и небесному, от низшего до наивысшего; в сочетании со свободой выбора это даёт человеку космическую незакреплённость, творческую способность самоопределения, уподобляющую его богу.
        Пантеистич. тенденции П. сближают его с Фичино и Николаем Кузанским. В соч. «Против предсказующей астрологии» («Disputationes adversus astrologiam divinatricem», 1435) П. отверг астральный детерминизм в пользу свободы человеч. воли; трактат этот оказал значит. влияние на последующую натурфилософию.
        Opera omnia, Basilea, 1601; в рус. пер.— Речь о достоинстве человека. Комм, к канцоне о любви Дж. Бенивьени, в кн.: Эстетика Ренессанса, т. 1, М., 1981.
        Баткин Л. ?., К истолкованию итал. Возрождения. Антропология Марсилио Фичино и Пико делла Мирандолы,.в кн.: Из истории классич. искусства Запада, М., 1980; Garin E., G. Pico della Mirandola, Parma, 1963; L'opera e il pensiero dl G. Pico della Mirandola nella storia dell'Umanesimo, v. l—2 Modena, 1965.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА
(Pico della Mirandola)
Джованни (род. 24 февр. 1463, замок Мирандола – ум. 17 нояб. 1494, Флоренция) – итал. гуманист и философ, противник астрологии, последователь Савонаролы (1452-1498), склонялся к каббале. При этом он «был единственным, кто провозгласил и энергично ратовал за науку и истину всех эпох в противовес одностороннему превознесению классической древности» (Як. Буркхардт). Осн. произв. – «De dingitate hominis», 1496.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА
(Pico della Mirandola), Джованни (24 февр. 1463 – 17 нояб. 1494) – итал. философ-гуманист. Примыкал к Академии платоновской. Находился под влиянием Платона, неоплатонизма, а также Аристотеля и Ибн Рошда. Защищал идею, согласно к-рой единая религ. "истина" не является еще полностью откристаллизованной и существующие религ. вероисповедания – лишь этапы на пути к ее полному познанию, чем вносил элементы историзма и рационализма в понимание религии и элементы скептицизма по отношению к господств. религиям. Стремясь разработать подобную синкретич. "философскую религию" (гл. обр. на основе Каббалы, понимаемой как средство аллегорич. толкования Библии, и филос. принципов неоплатонизма), П. д. М. в 1486 выставил на диспут 900 тезисов, трактующих "обо всем, что познаваемо" (Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae), к-рые собирался защищать в Риме перед философами всей Европы. Тезисы содержали как собств. положения П. д. М., так и почерпнутые из филос. систем античности и средневековья. Тринадцать из этих тезисов были признаны еретическими комиссией папской курии. П. д. М. выступил с "Апологией" ("Apologia" [Napoli, 1487]) осужденных тезисов. Тогда папа Иннокентий VIII объявил еретическими все 900 тезисов П. д. М. и запретил проведение диспута. В составленной П. д. М. для открытия предполагавшегося диспута "Речи о достоинстве человека" ("Oratio de hominis dignitate", Napoli, 1487, нов. изд.: "De hominis dignitate...", a cura di ?. Garin, Firenze, 1942; первый итал. пер. – 1555, нов. пер. 1942; первый франц. – 1579, новый пер. в кн.: Cordier Р. М., Jean Pico de la Mirandole; ou la plus pure figure de l'humanisme chretien, P., 1957; нем. пер. – Jena, 1905, нов. пер. – Lpz., 1940; англ. пер. в кн.: The Renaissance philosophy of man, ed. by ?. Cassirer, P. O. Kristeller, J. H. Randall [a. o.], Chi., 1948; неполн. рус. пер. в кн.: История эстетики, т. 1, М., 1962, с. 506–14) П. д. М. исходил из идеи платонизма и неоплатонизма о "срединном" положении человека между миром земным, материальным и божественным. Человек – микрокосм, соединяющий в себе начало земное (состоящее из 4 традиц. элементов – земли, воды, воздуха и огня), животное и божественное.
Человек, созданный богом, способен поэтому снизойти до животного и возвыситься до богоподобного существа; обладая свободной волей, он может стать "своим собственным скульптором и творцом". В идеалистическо-теологич. форме ?. д. M. выражал здесь одну из осн. истин гуманизма Возрождения: человек сам творит свою судьбу, он способен к безграничному совершенствованию своей природы. Онтологич. основа этих воззрений П. д. М. – неоплатоновский по своему происхождению пантеизм, характерный для его филос. трактатов "Гептапл" ("Heptaplus de septiformi sex dierum Geneseos enarratione", Firenze, 1490, нем. пер. – 1905, итал. – 1942) и "О сущем и едином" ["De Ente et Uno", впервые опубл. в Opera, Venetias, 1496, англ. пер.– Milwaukee (Wis.), 1943]. Трактат оказал значит. влияние на Бруно. Будучи идеалистом и разделяя мн. суеверия своей эпохи, П. д. М. вместе с тем в своем соч. "Рассуждения против божеств. астрологии" ("Disputationes adversus astrologiam divinatricem", Bononiae, 1495; нов. изд., v. 1–2, a cura di E. Garin, Firenze, 1946–52) утверждал, что не существует и не может существовать никаких сверхчувств. воздействий, исходящих от светил; в природе действуют только естеств. силы, все происходит согласно ее правилам. П. д. М. – предшественник нем. гуманистов-реформаторов и их историч. критики Библии.
Соч.: Opera omnia, Basilea, 1601.
Лит.: История философии, т. 2, М., 1941, с. 26–28, 34; Клибанов А. И., Реформац. движение в России в XIV – первой пол. XVI вв., М., 1960 (по указат. имен); Брагина Л. М., Этич. взгляды Д. П. делла Мирандола, в сб.: Ср. века, вып. 28, М., 1965; Dorez L. et ?huasne L., Pic de la Mirandole en France (1485–1488), P., 1897; Massetani G., La filosofia cabbalistica di Giovanni Pico della Mirandola, Empoli, 1897; Levi ?., Die Philosophie G. Picos della Mirandola, В., 1908; ?nagnine E., Pico della Mirandola, sincrfetismo religioso-filosofico. 1463–1494, Bari, 1937; Garin ?., Giovanni Pico delia Mirandola. Vita e dottrina, Firenze, 1937; Dulles ?., Princeps concordiae Pico de la Mirandola and the scholastic tradition, Camb. (Mass.)–L., 1941; Saitta G., Il pensiero italiano nell'umanismo e nel rinascimento, v. 1, Bologna, 1949, p. 577–622; Monnerjahn E., Giovanni Pico della Mirandola. Ein Beitrag zur philosophischen Theologie des italienischen Humanismus, Wiesbaden, 1960.
В. Соколов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1961
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ВСЕ-ЧЕЛОВЕК
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • знание-как и знание-что
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • мо-цзы. филос. трактат
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • Ошибки в построении тезисов
  • Пер-м-рху
  • ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА
  • ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни
  • ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни Франческо
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь