СЮЙ


СЮЙ
    СЮЙ — ШИ (кит., пустота — наполненность) — одна из основных терминологических оппозиций по модели шнышв китайской философии. Имеет онтологическое и гносеопсихологическое измерения. Словарные значения сюй — “пустое”, “нереальное”, “ложное”; ши — “наполненность”, “полнота”, “реальность”, “основательность”. Доминирующая в паре категория “сюй” выражает понятие абсолютной вместимости. В “Дао дэ цэияе” это понятие представлено как атрибут дао, корреспондирующий с понятием “покой” (цзин, см. Дун — цзян). В “Чжуан-цзы” (IV) “пустота”, прообраз целостности мироздания, означает гл. о. определенное состояние сознания и психики — полную отрешенность (“сердечное воздержание”), знаменующее присутствие дао в человеческом сознании. Там же впервые прозвучала ставшая впоследствии популярной в даосизме формула “пустотное помещение порождает белизну (свет)”, подразумевающая духовное постижение “света” дао “опустошенным” (безгранично вместимым) “сердцем”. В “Чжуан-цзы” (XXII) появился и популярный впоследствии термин “тай сюй” (“Великая пустота”), обозначивший там пространственно-временную безграничность. В даосском трактате “Цзин фа” (“Законы, [исходящие из] основы”, 4—3 вв. до н. э.) сюй — это изначально нерасчлененное “Одно” (и), некая “пелена мрака”, парадоксальным образом “наполненная” (ши), из которой “рождаются десять тысяч вещей”.
    В конфуцианском трактате “Сюнь-цзы” “пустотность” определяется как один из атрибутов сознания и психики — “сердца”, делающих возможным познание дао. Познание осуществляется благодаря тому, что “сердце” достигает “пустотного единства и [т. о.] покоя”. “Пустотность” здесь подразумевает также отсутствие разделения сознания, психики и объекта, а “покой” — выход за границы обычного способа мышления. Достижение “пустотного единства и покоя” означает приведение разума в состояние “великой чистоты и просветленности” (гл. 22). Сюй обеспечивает усвоение новых знаний т. о., что ему не препятствуют уже имеющиеся знания.
    Особо важную роль понятия “сюй” и “тай сюй” играли в построениях одного из основоположников “учения о принципе” (ли сюэ) — Чжан Цзая. Он усматривал в сюй исходное состояние <(и-пневмы — “глубочайшую единую бесформенность”. Понятию “Великая пустота” Чжан Цзай придал высший онтологический статус как “отсутствию [даже] отсутствия/небытия” (у у, см. Ю—у), “исконной телесности пневмы”, определяя это понятие через противоположность сюй — “полноту”, “реальность” (ши) как “[высшую] реальность Неба”. В то же время “Великая пустота” есть “высшая реальность” сознания и психики — “сердца”, а как природная сфера и порождающее начало тождественна Небу Тай сюй у Чжан Цзая имеет “духовную” (см. Шэнь) природу Крупнейший представитель неоконфуцианского “учения о сердце” (синь сюэ) Ван Янмин подчеркивал гносеологическую “всеохватность” сюй: благодаря “пустотности” индивидуальное сознание способно вместить все, что может увидеть, услышать, представить и помыслить человек. Врожденное интуитивное “благое знание” (лян чжи) Ван Янмин определял через сравнение'с тай сюй и дефиницию сюй в “Дао дэ цзине” — “постоянство знания”.
    Тяготеющий к материализму Ван Фучжи толковал “пустотность” — сюй и “наполненность” — ши как разные состояния “пневмы”: “наполненность не препятствует пустотности”, которая остается всеобъемлющей, а “познание пустотности” есть подлинное “всеобъемлющее наполнение (ши) разума]”. В “Великой пустоте” Ван Фучжи усматривал изначальную субстанцию, определяющую возможность гармоничных и регулярных “пневменных” (ци) трансформаций. В то же время понятие “тай сюй” у него имеет психогносеологическое измерение — “сердце, исполненное духа (шэнь)”.
    Оппозиция сюй—ши играла важную роль в традиционной китайской науке и сохраняет свое значение в теории китайской медицины как одна из характеристик психических и физиологических процессов и состояний.
    А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 644
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ДАО ДЭ ЦЗИН”
  • “ЧЖУАН-ЦЗЫ”
  • «ДАО ДЭ ЦЗИН»
  • дао
  • ДАО
  • Дао
  • ДАО
  • ДАО
  • ДАО ДЭ ЦЗИН
  • дао дэ цзин
  • ДАО И ДЭ
  • дао цзан
  • Дао-де-цзин
  • Дао-Дэ-Цзин
  • Измененное состояние сознания
  • ОНЕЙРОИДНОЕ (сновидное) СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
  • онейроидное состояние сознания
  • Онейроидное Состояние Сознания
  • Психогенное состояние сумеречного сознания
  • состояние сознания
  • Состояние спутанности сознания острое
  • Состояние спутанности сознания подострое
  • Состояние эпилептического сумеречного сознания
  • сюй
  • сюй хэн
  • СЮЙ-ЧЖЭНЬЦЗЮНЬ
  • У ЦЗЫ-СЮЙ
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ
  • ЧЖУАН-ЦЗЫ, Чжуан Чжоу
  • ЧЖУАНЬ-СЮЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь