СЕЛЛАРС


СЕЛЛАРС
    СЕЛЛАРС (Sellars) Уилфрид (20 мая 1912, Анн-Энбор, США — 2 июля 1989, Питгсбург) — американский философаналитик, один из видных представителей “научного реализма”. Сын Р. В. Селларса. Под влиянием отца воспринял идеи критического реализма, затем испытал сильное воздействие логического эмпиризма Р. Карнапа. На его философские взгляды оказали влияние также идеи Ч. Пирса, оксфордской школы аналитической философии. Окончил Оксфордский университет. Профессор философии Миннесотского университета (1951—59), Питгсбургского университета (1959—63), преподавал в Йельском, Принстонском и др. американских университетах. Основатель (вместе с Г. Фейглом) и редактор журнала по аналитической философии “Philosophical Studies” (1950—74). Одной из главных проблем для Селларса было преодоление свойственного неопозитивизму разрыва между рационализмом и эмпиризмом. Причину этого разрыва Селларс усматривал в “мифе о данных”, согласно которому фундаментом знания• являются первичные “данные” ощущений, приобретаемые без всякого предварительного обучения в процессе непосредственного чувственного контакта с внешним миром. В противовес этой “догме эмпиризма” Селларс утверждает, что ощущения и восприятия становятся “данными”, лишь получая интерпретацию в рамках принятой концептуальной схемы. Существуют два типа таких схем: “каркасы” обыденного опыта и “каркасы” научных теорий. Обыденный опыт позволяет строить “феноменальную картину мира”, элементами которой являются фиктивные сущности — “объекты представлений”; научные теории — “ноуменальную картину мира”, составленную из истинных отображений реального бытия, “научных образов”. Задача аналитической философии, по Селларсу, состоит в том, чтобы выяснить возможности синтеза “феноменальной” и “ноуменальной” картин мира; решение этой задачи Селларс искал на пути натуралистического номинализма.
    Проблема истинности “научных образов” — центральный пункт противоречий в его концепции. С одной стороны, истинность научных суждений должна удостоверяться “соответствием с реальностью”, с другой — это соответствие не может быть установлено вне рамок теории, истинность которой должна быть проверена. Такая проверка, как следует из критики “мифа о данных”, не может опираться на “теоретически нейтральный” эмпирический базис. Поэтому критерием истинности теории объявляется успешность объяснения “феноменов” повседневного опыта, сама же успешность определяется прагматикой употребления научного знания и научной коммуникации. В результате “научный реализм” Селларса вынужден искать компромисс с инструментализмом и прагматизмом, гипотеза о существовании объектов реального мира становится метафизическим постулатом его доктрины. Концепцию Селларса часто называют также “экспланативистским реализмом”, за смещение центра тяжести в сторону логико-методологического анализа процессов объяснения явлений в рамках теоретических систем науки.
    Селларсу принадлежат оригинальные разработки в теории смысла и референции (“функциональная” концепция значения). Согласно его теории “концептуальных ролей”, носители языка наследуют его онтологию через механизмы культуры; эта онтология становится базой всех “интенсиональных контекстов”. Сами эти контексты анализируются с позиции Психологического номинализма; Селларс отрицает роль абстрактных объектов как существенных ингредиентов ментальных актов.
    Вслед за Пирсом он понимал развитие науки как “самокорректирующийся” процесс концептуальных изменений, т. е. непрерываемый процесс обновления знания через совершенствование объяснительных возможностей науки и преодоление ее внутренних противоречий. Мышление, по Селларсу, — нейрофизиологический процесс и в качестве такового подлежит естественнонаучному анализу (тезис “научного материализма”, который должен объяснить факты “феноменального” видения мира человеком и в конечном счете привести к замене его научной картиной мира или “синоптическому” видению. В этике Селларс защищал позиции альтруизма и либерализма.
    Соч.: Science, Perception and Reality. L., 1963; Philosophical Perspectives, III., 1967; Science and Metaphysics: ^nations on Kantian Themes. L.—N.Y, 1968; Essays in Philosophy and Its History. Dordrecht, 1974; Naturalism and Ontology. Atascadero, 1980; Pure Pragmatics and Possible Worlds. Atascadero, 1981; The Metaphysics ofEpistemology: Lectures by Wilfrid Sellars. Atascadero, 1989; Научный реализм или “миролюбивый” инструментализм? — В кн.: Структура и развитие науки. М., 1978.
    В. Н. Порус

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 611
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • вера в теории познания и философии науки
  • Гипотеза справедливого мира
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • интерпретация научной теории
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • Предположения и опровержения. Рост научного знания
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • СЕЛЛАРС
  • СЕЛЛАРС
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь