“ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ”


“ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ”
    “ПУТИ РУССКОГО БОГОСЛОВИЯ” - важнейший труд Г. В. Фмровского, фундаментальное исследование русской богословской и религиозно-философской мысли. Издан в 1937 в Париже; переиздание: Вильнюс, 1991; Киев, 1991. Огромное количество фактов объединено в этом труде единством концепции, в основе которой лежит идея неопатристического синтеза, необходимости возвращения в богословии к живому источнику патриотической мысли. Современниками этот труд был воспринят с обидой и фактически замолчан, ибо он не рассматривал период русского духовного ренессанса как мерило для оценок всех событий русской духовной жизни, а, напротив, плоды самого ренессанса переоценивал в свете синтезирующих достижений золотого века патристики. Бердяев даже считал, что данный труд изображает не пути, а “беспутья” русского богословия.
    Флоровский пишет “о подлинном изяществе древнерусского духовного опыта”, но и о недостатке волевой ответственности, повествует о своеобразном народничестве иосифлян, у которых стремление к строительству и собиранию сил сочеталось с утратой пафоса культурного творчества, и вместе с тем отмечает развивающийся процесс духовного и нравственного “сложения христианской личности” в заволжском движении, которое он высоко оценивает как “школу духовного бдения”. Рисует яркий, но и отталкивающий образ Феофана Прокоповича, “ученого наемника” и авантюриста, насаждавшего полицейское “мировоззрение, исторически развивавшегося из духа Реформации”. Характеризует школьное богословие 18 в., не одушевленное опытом церковной жизни, как “богословие на сваях”. Подчеркивает “мечтательный утопизм” эпохи Александра I и одновременно отмечает присущее ей благотворное стремление дать больше места вдохновению и творчеству в церковной и государственной жизни. Высокой оценки удостоивается деятельность митрополита Московского Филарета, для которого богословие вновь стало “задачей жизни, непреложной ступенью духовного подвига, и делания” и чье богословствование знаменовало собой “возврат к патриотическому стилю”. Отмечается деятельность профессора Московской духовной академии Федора Голубинского как “настройщика душ” своих слушателей, а также благородство стиля в книгах его ученика В. Д. Кудрявцева. Подчеркивается роковое противоречие Вл. Соловьева, стремившегося строить церковный синтез из нецерковного опыта и его невосприимчивость к мистическим святыням Церкви. Еще более противоречивым видится Флоровскому русский “серебряный век”, когда возврат интеллигенции в Церковь мотивировался стремлением реформировать и поучать ее. Но отмечается также и стремление религиозных философов ввести момент подвига и подвижничества в самое познание, их стремление превратить гносеологию “в аскетику и учение о духовной жизни”. В последние годы жизни Флоровский намеревался дополнить свою книгу главой “После потопа”, посвященной философско-богословским достижениям послереволюционного периода. Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Оканчивается книга вдохновенной главой “Разрывы и связи”, выражающей богословское исповедание автора и его призыв “загораться вдохновением от отеческого пламени” и богословствовать “в элементе историзма и соборности”.
    Лит.: Н. А. Бердяев о русской философии, ч. 2. Свердловск, 1991; Георгий Флоровский, Священнослужитель, богослов, философ. М., 1995.
    А. В. Соболев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1171
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “СМЫСЛ ЖИЗНИ”
  • ВОЗРАСТЫ ЖИЗНИ
  • Древа жизни
  • ЖИЗНИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
  • КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
  • КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
  • книга жизни
  • Национальные варианты русского языка
  • Национальные варианты русского языка
  • Новый Союз Духовного Израиля
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Оценка стиля жизни (lifestyle assessment)
  • Проводник жизни
  • ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
  • Семья Детей Бога (Общество Духовного Просвещения)
  • СТАНДАРТ ЖИЗНИ
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ
  • СТИЛЬ ЖИЗНИ
  • Страницы Жизни И Творчества
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  • УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • Формы Жизни
  • формы жизни
  • ФОРМЫ ЖИЗНИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь