формы жизни


формы жизни
        ФОРМЫ ЖИЗНИ — понятие философии языка Л. Витгенштейна, означающее единство языковых практик и социальных институтов. С одной стороны, речевые структуры придают Ф. ж. конвенциально-нормативный характер. С др. стороны, основу языка составляют не доказанные истины, а правила, которые, собственно, и являются институциями жизни. Витгенштейн предпочитает говорить не об очевидности, а о достоверности принципов, управляющих построением значимых выражений.
        Игра, прежде всего языковая, — это «Ф. ж.». Согласием людей решается то, что верно, а что неверно: «То, что следует принимать как данное нам, — это, можно сказать, формы жизни». То, что мы все одинаково учим таблицу умножения, и есть ответ на вопрос об универсальности математики.
        Рациональное зерно тезиса о том, что язык является Ф. ж., а не просто некой нейтральной знаковой формой для обслуживания автономной сферы истинных значений и абсолютных смыслов, состоит в том, что предложения либо сами выступают как действия, либо неразрывно связаны с ними. В своих примерах научения употреблению слов в повседневной практике Витгенштейн подчеркивает, что там отсутствуют процедуры доказательства или обоснования, как они описаны, отшлифованы в науке и применяются в школьном обучении. В работе «О достоверности» он показал, что фундаментальные понятия и принципы, доказательством которых озабочена философия, в повседневной жизни понимаются не как представление неких сущностей, а как утверждения, недоказуемые научным способом и в то же время не подлежащие сомнению. «Это моя рука», «мир существовал задолго до моего рождения» и т.п. — все это такие достоверности, на которых держится все остальное. Сомнение в них ведет к исключению из сообщества.
        Тезис о языке как Ф. ж. подтверждается культурно-антропологическим, педагогическим и психиатрическим данными. Витгенштейн намеренно выбирает некоторые простейшие ситуации употребления слов, которые он называет «языковыми играми».
        1. Примеры практического поведения, где слова типа «молоток», «кирпич» и др. отсылают не к сущностям и смыслам, а имеют характер распоряжений и приказов, означающих пригодность того или иного инструмента для выполнения конкретного действия.
        2. Научение детей языку в процессе своеобразной «дрессуры». Обучение предполагает изначальность веры. «Ребенок приучается верить множеству вещей... Мало-помалу оформляется система того, во что верят» (Витгенштейн). Ребенок сначала верит взрослым, сомнения наступают потом.
        3. Поведение и речь умственно отсталых людей, фиксации невротика — не столько отклонение, сколько абсолютизация нормы. Безумец — это ужасный педант, воплощение логической адской машины.
        4. Опыт примитивных людей. Витгенштейн читал работы по культурной антропологии, и его заметки к книге Д. Фрэзера свидетельствуют о критическом отношении к европоцентризму и сциентизму антропологов. Игровой подход говорят о терпимости мыслителя к «чужому». Его примеры раскрывают трудности взаимопонимания и тем самым способствуют взаимному уважению. «Осмысленной» и эффективной является такая языковая игра, которая приносит практическую пользу.
        Тезис о том, что язык — это Ф. ж., получил продолжение в понятии «дисциплинарных практик» М. Фуко, в теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса и в трансцендентальной прагматике К.-О. Апеля. Несомненно его влияние на теории речевого действия и перформативных актов.
        Б.В. Марков

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1187
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “СМЫСЛ ЖИЗНИ”
  • ВИТГЕНШТЕЙН
  • ВИТГЕНШТЕЙН
  • ВИТГЕНШТЕЙН
  • Витгенштейн: социальная теория познания
  • влечение к жизни
  • ВОЗРАСТЫ ЖИЗНИ
  • Дерево жизни
  • Древа жизни
  • ЖИЗНИ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
  • КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
  • КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • Проводник жизни
  • ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ
  • Страх Жизни
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • ТОЧКА ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
  • ФОРМЫ ЖИЗНИ
  • Формы Жизни
  • формы жизни (lebensformen)
  • Формы существования языка
  • цель в жизни
  • Элементарные формы религиозной жизни



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь