КАНДИНСКИЙ


КАНДИНСКИЙ
    КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич [4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа] — русский художник, один из основоположников и главный теоретик абстрактного искусства (см. Авангард). С 1921 жил за грающей (Германия, Франция). Художественно-эстетическая теория Кандинского сформировалась в атмосфере духовных, в частности теософских, антропософских и символистских исканий начала 20 в. Основные идеи его эстетики изложены в книгах “О духовном в искусстве” (1911), “Ступени” (1-е немецкое издание — под названием Ruckblicke, 1913), “Точка и линия на плоскости” (1926) и в многочисленных статьях.
    Художник, по Кандинскому, — пророк и деятель, тянущий вперед и вверх “застрявшую повозку человечества”. Его цель — выразить в художественной форме объективно существующее Духовное, в нем живет непреодолимое “желание самовыражения объективного”, которое Кандинский называет “внутренней необходимостью”. Она основывается на внесознательном стремлении художника выразить то, что свойственно 1) личности самого художника, 2) его эпохе, 3) искусству вообще — “элемент чисто и вечно художественного”. Только этот “элемент” не утрачивает своего значения в процессе исторического бытия произведения искусства, его значимость постоянно возрастает. Он и составляет главное содержание искусства.
    Прекрасным в искусстве Кандинский считал все то, что “вызвано внутренней необходимостью”, что “совершенствует и обогащает душу”, возбуждает ее “вибрации”. Художник свободен в выборе форм и средств выражения. Единственный его руководитель и судья — “принцип внутренней необходимости”, или художественное чувство. Современное искусство предоставляет художнику неограниченные возможности выражения — от “чистого реализма” до “чистой абстракции”. Сам Кандинский, обладавший обостренным художественным чувством цвета и формы, был увлечен перспективами гармонизации цветов, создания цвето-ритмических колористических симфоний, выражавших движение космических сил. Опираясь на “Учение о цвете” Гёте, его идею “генерал-баса” в живописи, а также на опыты с цветомузыкой Скрябина, Кандинский разрабатывал свою, во многом субъективную, теорию эстетической значимости цвета, формы, линии в живописи, особое внимание уделял синестезическому и символическому значению цвета; выдвинул идею о принципиальной возможности создания “живописного контрапункта”. Не отрицая предметной живописи (он высоко ценил Россетти, Бёклина, Сегантини, Сезанна, Матисса, Пикассо), Кандинский полагал, что изображение реальных предметов, сильно воздействуя на психику зрителя самим подобием видимым формам, заглушает собственно эстетическое звучание цвета и формы. Освобождение живописи от природных и предметных форм очищает ее от всего постороннего, “внеживописного”. Начиная с 1910 Кандинский создавал в основном чисто абстрактные полоша, называя их “Импровизациями”, если они возникали на эмоционально-бессознательной основе, и “Композициями”, когда в их создании участвовал разум. В своем творчестве Кандинский прошел несколько этапов — от напряженных динамически-драматических цветовых симфоний (1910—20-е гг.) через точно выверенные геометризованные абстракции к фантастическим мирам своеобразных как бы органических форм, подобных биоформам микромира.
    Соч.: О духовном в искусстве. N. У, 1967; Uber das Geistige in der Kunst. Miinch., 1912; Bern, 1952; Ruckblicke. B., 1913; Punkt und Linie zu Flache. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente. Miinch., 1926; Bern, 1973; Essays uber Kunst und Kunstler. Bern, 1955; Gesammelte Schriften, Bd l. Bern, 1980.
    Лит.: Василий Васильевич Кандинский. 1866—1944. Каталог выставки. Живопись. Графика. Прикладное искусство. Л„ 1989; Бычков В. В. Духовное как эстетическое credo Василия Кандинского.— “Литературное обозрение”, 1992, №3/4, с. 79—87; СарабьяновД. В., Лвтономова Н. Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М., 1994; Многогранный мир Кандинского. М., 1998; Grohman W. ^^assily Kandinsky. Leben und Wirk, Koln. 1958; Washington LongR. C. Kandinsky. xf., 1980; Bccks-Malomy U. Wassily Kandinsky. 1866-1944. Aufbruch zur Abstraktion, Koln, 1993.
    В. В, Бычков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1164
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • Берн (Bern) Эрик
  • БЫЧКОВ Виктор Васильевич
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • Давыдов Василий Васильевич
  • Давыдов Василий Васильевич
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • знание-как и знание-что
  • Кандинский Виктор Хрисанфович
  • Кандинский Виктор Хрисанфович
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • РОЗАНОВ Василий Васильевич
  • СОКОЛОВ Василий Васильевич
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • ХУДОЖНИК
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь