ЯКОВЕНКО


ЯКОВЕНКО
Борис Валентинович (1884–1948) – рус. философ, близкий к неокантианству. В 1912–14 редактировал сб. "Логос". После 1917 жил в Италии, с 1922 – в Берлине, а затем поселился в Праге, где с 1929 по 1939 редактировал журн. "Russische Gedanke" и отд. тома "Bibliotheque Internationale de Philosophie".
В духе кантианской гносеологии Я. утверждает, что исходным пунктом подлинной философии является "...беспредельная и беспощадная критика всего данною, предстоящего, непосредственного, феноме- нального..." ("Очерки рус. философии", Берлин, 1922, с. 123). Но как представитель рус. идеалистич. мысли, Я. считает теоретико-познават. критицизм подготовит. этапом к построению метафизики, а целью и задачей метафизики – постижение абс. бытия ("Сущего") и практич. достижения "жизни в Сущем" (см. тамже). Очистившись путем критич. анализа через освобождение от "субъективных одеяний" от догматич. схематизма и предвзятых мнений, филос. взор, согласно Я., должен обратиться к интуиции, к-рая открывает "Сущее" в его "множественности", что, по мнению Я., составляет характернейшее свойство "Сущего" – "Всемножественного Всесущего Все" (см. тамже, с. 124). Я. стоит на т. зр. плюрализма. Плюрализм Я. связан с рус. персоналистич. интуицией, со стремлением укоренить, увековечить всякую индивидуальность: "Каждая отдельность в нем (в Сущем. – Ред.), каждый трансцендентальный миг его существования есть нечто самостное, самоопределительное, первично-последнее, в себе законченное и в своей трансцендентальной сущности совершенно особенное" (там же).
Я. известен как острый критик филос. концепции, напр., в феноменологии Гуссерля он раскрыл психологизм "высшего" типа (см. "Философия Э. Гуссерля", в сб.: "Новые идеи в философии", сб. 3, СПБ, 1913).
По отношению к марксизму Я. занимал резко отрицат. позиции.
Соч.: О теоретич. философии Г. Когена, "Логос", 1910, кн. 1; О Логосе, там же, 1911, кн. 1; Что такое философия? Введение в трансцендентализм, там же, 1911–12, кн.: 2, 3; Об имманентном трансцендентизме, трансцендентном имманентизме и дуализме вообще, там же, 1912–13, кн. 1, 2; Путь философского познания, там же, 1914, кн. 1; Филос. концепция С. Маймона, "Вопр. филос. и психол.", 1912, кн. 114, 115; Учение Риккерта о сущности философии, там же, 1913, кн. 119–120; Осн. идея теоретич. философии И. Г. Фихте, там же, 1914, кн. 122; Наукоучение, там же; Онтология Ройса и ее религиозное устремление, там же, 1916, кн. 135; Очерки рус. философии, Берлин, 1922; Десять лет рус. философии, "Логос", 1925, кн. 1; Мощь философии, там же; К. критике рус. интуитивистического идеалреализма, в сб.: Научн. тр. Рус. народного ун-та в Праге, т. 2, Прага, 1929; Vom Wesen des Pluralismus, Bonn, 1928; Zur Kritik der Logistik, der Dialektik und der Phanomenologie, Prag, 1936; Geschichte des Hegelianismus in Russland, Prag, 1938.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЯКОВЕНКО
    ЯКОВЕНКО Борис Валентинович [24 мая (6 июня) 1884, Тверь — 16 января 1949, Прага] — русский философ, историк философии, публицист. Сын народника В. И. Яковенко. В 1903 поступил в Московский университет. После исключения из него в 1905 уезжает за границу, где в 1906—08 обучается на философском факультете Гейдельбергского университета. По возвращении в Россию публикует статьи в журналах “Вопросы философии и психологии”, “Северные записки”, “Новые идеи в философии”, становится членом редакции “Логос”. В 1910—12 активно сотрудничает с газетой “Русские ведомости”, где публикует многочисленные рецензии на работы русских и зарубежных философов, пропагандируя достижения новейшей европейской философии, выступая как оппонент современной русской религиозной философии. В 1912 из-за связей с московской организацией эсеров был арестован, в 1913 уезжает в Италию, где жил до 1924. Публикует книги: “Философия большевизма” (1921), “Очерки русской философии” (1922). Впоследствии переезжает в Прагу, где в 1929—34 издает на немецком языке журнал “Der russische Gedanke” (“Русская мысль”), в 1935—44 — “Международную библиотеку по философии”, серию сборников статей по проблемам современной философии. В 1938 выходит книга “Dejiny ruske fdosofie” (“История русской философии”, на чешском яз.), в 1940 — “Geschichte des Hegelianismus in Russland” (“История гегельянства в России”, на нем. яз.).
    Философские взгляды Яковенко сложились в начале 1910-х гг. под влиянием Гуссерля, Шуппе, Риккерта, Виндельбанда, Когена. Среди классиков философии он называет своими учителями Плотина, Юма, Канта, Фихте, Гегеля. Система трансцендентально-интуивистического плюрализма, или трансцен дентально-онтологического критицизма, излагается в нескольких крупных статьях: “О Логосе” (“Логос”, 1911, кн. 1), “Что такое философия. Введение в трансцендентализм” (там же, 1911—12, кн. 2—3), “Об имманентном трансцендентизме, трансцендентном имманентизме и дуализме вообще. Второе и более специальное введение в трансцендентализм” (там же, 1912—13.КН.1 2), “Путь философского познания” (там же, 1914, кн. 1). Согласно Яковенко, исходный пункт философского рассуждения — интерпретация жизни, отражение и анализ жизненного материала. “Единым предметом философских исканий является Сущее во всем своем целом, во всех своих деталях, во всех своих обнаружениях: значит, Сущее как Сущее” (“О Логосе”, с. 31). Философия возникает, когда человек обнаруживает разницу между собственным бытием вещи и тем, как она дается ему в восприятии. Так появляется проблема трансцендентного, проблема соотношения сущности и явления, чувственного и сверхчувственного. История философии в понимании Яковенко является процессом самопознания сущего, поэтому он критикует Бердяева, Булгакова, Флоренского за попытку создания национальной, русской философии, утверждая, что философская мысль живет собственной внутренней жизнью, характеризуется собственным систематическим развитием, независимо от особенностей национального сознания.
    Важным понятием философии Яковенко является плюрализм. В онтологии он противопоставляет реалистическому атомизму и спиритуалистическому монизму многообразие и равную абсолютность сущностей, в гносеологии — прагматистскому релятивизму и монистическому абсолютизму “абсолютность и многообразие истин”. В этике Яковенко утверждает равнозначность любого нравственного поступка личности, в эстетике — многообразие и равную абсолютность прекрасного. Отражением философского плюрализма в социальной жизни Яковенко считает демократию.
    Соч.: К критике познания Г. Риккерта.— “Вопросы философии и психологии”, 1908, т. 93 (III); Теоретическая философия Г. Когена.— “Логос”, 1910, кн. 1; Философия Эд. Гуссерля.— “Новые идеи в философии”, 1913, № 3; Философия Вильгельма Шуппе.— “Вопросы философии и психологии”, 1913, т. 118 (III); Учение Риккерта о сущности философии.— Там же, 1913, т. 119 (ГУ), т. 120 (V); О положении и задачах философии в России.— “Северные записки”, 1915, кн. 1; Философия большевизма. Берлин, 1921; Очерки американской философии. Берлин, 1922; Мощь философии,— “Логос” (Прага), 1925, кн. 1; Saggio di storia dйlia filosofia russa. Roma, 1927; m Wesen des Pluralismus. Bonn, 1928; La philosophie tchecoslovaque contemporaine. Praha, 1934; Тридцать лет русской философии (1900—29).— “Философские науки”, 1991, № 10.
    M. И. Ивлева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1164
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
  • “ПЕРВОНАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “СИСТЕМА МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ»
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ»
  • вера в теории познания и философии науки
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
  • ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СУЩЕЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь