ЧЕСТЕРТОН


ЧЕСТЕРТОН
(Chesterton), Гилберт Кит (29 мая 1874 – 14 июня 1936) – англ. писатель и мыслитель. Писать начал на рубеже 19 и 20 вв. и сразу противопоставил свой взгляд на мир унынию и прагматизму той поры. В 1922 принял католичество, но мировоззрение его, очень близкое томизму, сложилось много раньше. Для Ч., как и для ср.-век. теологов, онтологич. зла не существует: бытие, добро и порядок – одно и противостоят небытию – хаосу. Зло начинается в сфере нравственной (как извращение свободной воли), оно, прежде всего, – в непризнании абс. ценности каждого человека. Поэтому в проповеди Ч., к-рая охватывает все его сочинения – детективы (рассказы о патере Брауне, 1911–35), филос. романы ("Шар и крест" – "The ball and the cross", L., 1909), эссе (сб. "Правоверие" – "Orthodoxy", L.–N. Y., 1908; "Потрясающие пустяки" – "Tremendous trifles", L., 1909, и др.), апологии ("Вечный человек" – "The everlasting man", L., 1925, и др.), поэтич. "защита бытия" как великого блага сочетается с воинств. вызовом нравственно заблудившемуся совр. миру. Цель этой проповеди – способствовать озарению, к-рое возвращает человека к истинной жизни, т.е. детской радости (ей у Ч. противопоставлены уныние и самодовольство, но не страдание). Для этого Ч. использует парадокс, эксцентрику, необыч. ракурс, очищающие каждый объект от наслоения привычных мнимостей (лит. аналог феноменологич. редукции Гуссерля). В нравств. отношении апология игры, доброй легкости, шутки, даже шутовства и клоунады служит противоядием от дурной серьезности (по существу – гордыни), отделяющей человека от др. людей и порабощающей его мнимым ценностям. Упорядоченность жизни, абс. ценность личности и неприятие механич. существования у Ч. даны в единстве и как бы корректируют друг друга. В последнем пункте он во многом предвосхищает и повторяет экзистенциалистов (особенно М. Хайдеггера и отчасти К. Ясперса), к-рых, однако не знал. Опору против механицизма совр. жизни Ч. искал не в элите, а у "обычного человека" (common man), чаще всего – крестьянина. Христиански окрашенное почвенничество сближает Ч. с Достоевским. Однако в 20-х гг. надежды Ч. на "новое средневековье" и на социальное обновление, связанное со свободным крестьянством, тускнеют (см., напр., роман "Возвращение Дон Кихота" – "Return of Don Quixote", L., 1926). Как мыслителя и католич. апологета его ценят неотомисты, особенно Э. Жильсон.
Соч.: St. Francis of Assisi, L., 1923; Authobiography, L., 1936; The common man, L.–N. Y., 1950; St. Thomas Aquinas, Garden City (?. ?.), 1956.
Лит.: Sprug J. W. (ed.), An index to G. K. Chesterton, Wash., 1966.
H. Трауберг. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 399
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • Животные как модели (animal models)
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Субъект-субъектная шкала (man-to-man scale)
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ
  • Этнолингвистика как комплексная дисциплина



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь