ФЕРГЮСОН


ФЕРГЮСОН
(Ferguson), Адам (20 июня 1723 – 22 февр. 1816) – шотл. философ, историк и политич. мыслитель. В 1754 отказался от сана пресвитерианского священника. Проф. моральной философии Эдинбургского ун-та (1759–85). Воспитанник и один из лит. наследников Юма; учитель и соратник Смита. Подвергнув критике договорную теорию гос-ва Гоббса и Руссо, Ф. утверждал, что человек изначально, от природы – социальное существо. "Человечество следует рассматривать в группах, в которых оно всегда существовало. История отдельного человека – лишь единичное проявление чувств и мыслей, приобретенных им в связи с его родом, и каждое исследование, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не из отдельных людей" ("An essay on the history of civil society", Edin., 1767, p. 6; рус. пер. – "Опыт истории гражданского об-ва", ч. 1–3, СПБ, 1817–18). В этом соч. Ф. делал попытку исторического эволюц. подхода к жизни общества. В противоположность провинденциализму Ф. утверждал, что сами люди творят свою историю: "Человек... заключает в себе самом принцип прогресса..." (там же, р. 12). Вместе с тем, следуя Монтескьё, Ф. придавал решающее значение в формировании особенностей разных народов климату, географическим условиям л величине государства. Гольбах высоко оценил эту работу Ф.
Характеризуя современное ему общество, Ф. осуждал свойственное мануфактурному произ-ву разделение труда, приводящее к раздроблению человека (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 374). Осуждая имуществ. неравенство, Ф. считал мерой человеческого достоинства его труд) его участие в произ-ве средств существования. Ф. подверг резкой критике деспотич. форму гос. управления (не отождествляя, однако, монархии с деспотизмом). Маркс приводит в "Капитале" восклицание Ф.: "Мы – нация илотов, и между нами нет свободных людей" (см. тамже, с. 366).
В своем этич. учении, созвучном взглядам Юма (его принципу благожелательности – benevolence) и Смита, Ф. отвергал этич. концепцию Мандевиля, требовал сочетания самосохранения (самолюбия) с человеколюбием и признавал осн. задачей человека его духовное совершенствование и выполнение им своих обществ. обязанностей. "Личность – не более как часть целого" ("An essay on the history of civil society", L., 1766, p. 57). Руководящий моральный принцип – "распространять счастье" (см. тамже, р. 56).
Соч.: The history of the progress and termination of the Roman Republic, v. 1–3, L., 1783; Principles of moral and political science, v. 1–2, Edin., 1792; в рус. пер. – Наставления нравств. философии, СПБ, 1804; Начальные основания нравств. философии, М., 1804.
Лит.: Потанин ?., ?. ?. и его учение об обществе, "ПЗМ", 1941, No 2; Кanеkо U., Moralphilosophie A. Fergusons..., Lpz., [1903]; Huth H., Soziale und individualistische Auffassung im 18. Jahrhundert, Lpz., 1907; Lеhmann W. С., ?. Ferguson and the beginnings of modern sociology, N. Y., 1930; Kettler D., The social and political thought of A. Ferguson, Columbus, 1965.
Б. Быховский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Фергюсон
    ФЕРГЮСОН (Ferguson) Адам (20 июня 1723, Лоджирайт, Пертшир — 22 февраля 1816, Сент-Эндрью, Шотландия) — шотландский философ. Родился в семье пресвитерианского священника. В 1742 получил степень магистра в университете Св. Андрея и перешел в Эдинбургский университет. Там сблизился с будущим драматургом Джоном Хоумом и будущим ректором университета Эдинбурга, историком У. Робертсоном. В 1757 стал преемником Д. Юма на посту смотрителя библиотеки адвокатов. В 1759 занял кафедру натуральной философии в Эдинбургском университете. В 1767 выходит главная книга Ферпосона “Опыт истории гражданского общества” (An Essay on the History of Civil Society, рус. пер. ч. 1—2. СПб., 1817—18), встретившая благоприятный прием, в 1769 “Наставления моральной философии” (Institutes of moral Philosophy, рус. пер. СПб., 1804, а также “Начальные основания нравственной философии”. М., 1804). Фергюсона переводят на европейские языки, его “Опыт” используется в учебных курсах Московского университета.
    Будучи представителем шотландского Просвещения, Фергюсон разделял теорию морального чувства и философию здравого смысла, оспаривая в то же время некоторые идеи Юма, А. Смита, а также Мандевиля и Руссо и подвергая моралистической критике “благополучие” коммерческого общества, ведущее к политической коррупции.
    Соч.: Principles of Moral and Political Science. Edinburg, 1792.
    Лит.: Kettler D. The Social and Political Thought of Adam Ferguson, 1965.
    M. A. Абрамов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1246
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ”
  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “СИСТЕМА МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • Речевые акты. Опыт по философии языка
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ
  • юма принцип
  • ЮМА ПРИНЦИП



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь