ЛОНГИН


ЛОНГИН
предполагаемый автор трактата "О возвышенном" (рус. пер. "О высоком", 1803, 2 изд., 1826), памятника антич. эстетич. и лит.-критич. мысли эпохи ранней Римской империи. До нач. 19 в. автором этого трактата считали Кассия Лонгина (лат. Longinus), знаменитого ритора 3 в. В 1809 итал. филолог Дж. Амати, проанализировав рукописи, отверг традиц. взгляд и предположил, что автором является Дионисий Галикарнасский. Затем авторство без достаточных оснований приписывалось Плутарху, риторам Элию Теону, Гермагору и др. Вопрос об авторстве остается открытым. Большинство новейших исследователей (Г. Кайбель, У. Роберте, М. Бойд и др.) относит трактат к 40-м гг. 1 в. н.э. Трактат полемически заострен против одноименного сочинения ритора Цецилия из Калакты. Имеющиеся в нем высказывания об упадке красноречия и его причинах свидетельствуют о том, что идейно Л. принадлежал к кругу республиканской оппозиции, связанной с рим. стоицизмом.
Хотя трактат предназначался для изучающих ораторское иск-во, в нем ставится ряд важнейших вопросов эстетики и теории лит-ры. Впервые у псевдо-Л. термин "высокое", возвышенное интерпретируется и как эстетич. категория. Автор различает возвышенное в природе (его атрибуты – количественно огромное, грозное, страшное) и в человеч. обществе, иск-ве. Согласно псевдо-Л., возвышенное – это "...отголосок душевного величия..." (IX, 3). Критерием возвышенного Л. выдвигает общезначимость (см. тамже, VII, 4). Л. принадлежит учение о пяти источниках возвышенного, главный из к-рых – смелые мысли и сильная страсть. Три остальных источника (формальные средства) связаны с обучением, мастерством.
Трактат оказал значит. влияние на эстетику нового времени, особенно классицизма. Под его влиянием находились Буало, Мильтон, Поп, Винкельман, Драйден. Идеи псевдо-Л. нашли отражение во взглядах на возвышенное Бёрка, Канта, Чернышевского.
Соч.: Libellus de sublimate Dionysio Longino fere adscriptus..., Oxf., [1906 ]; De sublimate libellus, 4 ed., Lpz., [1911 ]; On the sublime, N. Y., 1930; On great writing, transl. by G. M. A. Grube, ?. ?., 1957.
Лит.: Vaucher L., Etudes critiques sur le Traite du sublime et sur les ecrits de L., P.–Gen., 1854; Кaibel G., C. L. und die Schrift ???? ?????, "Hermes", 1899, Bd 34, ?. 1; Muller ?. F., Die Schrift "Uber das Erhabene", Hdlb., 1911; Mutsсhmann ?., Tendenz, Aufbau und Quellen der Schrift "Vom Erhabenen", В., 1913; Cantarella R., Osservazioni critiche intorno al ???? ?????, "Rev. etudes grecques", 1925, t. 38, No 175–76; Cataudella Q., Intorno al ???? ?????, там же, 1930, t. 43, No 200–201; Roberts W. R., Longinus on the sublime, "Philological Quarterly", 1928, v. 7 (July), No 3; Munno G., Un libro di critica litteraria nell'antica Grecia, Roma, 1935; Воyd M. J., L., the "Philological discourses" and the essay "On the sublime", "Classical Quarterly", 1957, Jan. – Apr. (New ser., v. 7, No 1–2), p. 39–46; Moore W. G., Boileau and L., "French Studies", 1960, Jan., v. 14, No 1, p. 52–62.
И. Нахов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЛОНГИН
    ЛОНГИН (Cassius Longinus, ????????) (210—273)— глава платоновской кафедры в Афинах (Академии) ок. 250—267. Потомок ритора Фронтона. Много путешествовал; вероятно, в Александрии учился у Аммония и Оригена (соответственно учителя и соученика Плотина), а также изучал философию в Афинах. Учившийся у Лонгина Порфирий обязан ему своей разносторонней ученостью. В 267/68 отправился по приглашению царицы Зенобии (Зейнаб) в Пальмиру, где был придворным преподавателем философии; после поражения Зенобии, которую Лонгин поддерживал в ее стремлении к политической автономии, был казнен императором Аврелианом. Автор комментариев к Гомеру, а также сочинения “Был ли Гомер философом”. Сохранились фрагменты его учебника риторики. Занятия Платоном также, по-видимому, сводились к толкованию его языка и стиля. Плотин сказал о нем: “Филолог, но никак не философ” (Porph. V. Plot. 14,19—20); Порфирий называл его самым серьезным современным критиком (Ibid. 20, 1—2); Прокл сохранил ряд толкований Лонгина к введению “Тимея” (In Tim. I 14. 7—12; 322. 24 Diehl). Очевидно, от Лонгина Порфирий усвоил учение о том, что идеи (парадигмы) находятся вне ума. Получив от Амелия список сочинений Плотина, Лонгин не понял их; написал сочинение “Против Плотина и Амелия Гентилиана, О цели” (Ibid. 20, 14—15), в предисловии к которому (воспроизведенному Порфирием в V. P1. 20, 17—104) дает интересный очерк современного состояния философии. Остается спорным вопрос о принадлежности Лонгину сочинения “О возвышенном”.
    Фрагм.: '???????? ????? in: Spengel L.. Rhetores Graeci, Bd. 1,2 Aufl. Lpz., 1894, p. 179-207.
    Лит.: Brissofi L. ????????—Longin. — Porphyre, Vie de Plotin, vol. l. R, 1982.
    Ю. А. Шичалии

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    имя


Просмотров: 422
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “ТРАКТАТ О ВЗГЛЯДАХ ЖИТЕЛЕЙ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ГОРОДА”
  • “Трактат о человеческой природе”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ, ВОЗВЫШЕННОЕ
  • ВОЗВЫШЕННОЕ
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • ЛОНГИН
  • Лонгин
  • Лотос, Владыка его
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • ПРИЧИННЫЙ РЯД, также причинная цепь
  • ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • Трактат о человеческой природе
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь