ЛАКТАНЦИЙ


ЛАКТАНЦИЙ
(Lactantius), Луции Целий Фирмиан (ок 250 – ум. после 325) – церк. писатель, преподаватель красноречия в Никомедии. До принятия христианства склонялся к стоицизму. В своем гл. соч. "Божественные установления" ("Institutiones divinae") Л., в отличие от своих предшественников, стремился, по его собств. словам (см. указ. соч., V, 4, 3), не только "ответить обвинителям", но и "установить" (institutu) систематич. основы христианского учения (отсюда – заглавие). В полемич. частях "Божественных установлений" и в соч. "О творении божием" ("De opificio Dei") и "О гневе божием" ("De ira Dei") Л. пытался истолковать античные мифы в духе эвгемеризма (см. Эвгемер), опровергнуть "языческую" философию, выявляя противоречия между школами. В его обширной полемике с эпикурейцами ("О творении божием") сказалось влияние стоицизма. Оно заметно также в учении о душе: несмотря на дуалистич. противопоставления тела и души, Л. мыслил последнюю как некое тончайшее вещество. В полемич. работах Л. бог выступал антропоморфным. Соч. Л. содержат ряд свидетельств, текстов и фрагментов, важных в качестве источников по истории древней философии. В отношении стиля Л. следовал лучшим образцам и получил прозвище "христианского Цицерона" Естеств.-науч. представления Л. характерны для того упадка, к-рый переживала наука в последние века Рим. империи и в раннем средневековье.
Соч.: Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, v. 19, 27, W., 1890–1897, Schriften, в кн.: Bibliothek der Kirchenvater, Bd 36 1919; в рус. пер. – Творения Л., писателя в начале четвертого века, прозванного христианским Цицероном, пер. ?. Корнеева, ч. 1–2, СПБ, 1848.
Лит.: Садов А. И., Древне-христиан. церк. писатель Л., СПБ, 1895, Marbach F., Die Psychologie des Firmianus Lactantius. Ein Beitrag zur Geschichte der Psychologie, Halle an der Saale, 1889, Pichon ?., Lactance, etude sur le mouvement philosophique et religieux sous le regime de Constantin, ?., 1901, Siegert J., Die Theologie des Apologeten Lactantius in ihrem Verhaltnis zur Stoa, Bonn, 1921 (Diss.) Roller К., Kaisergeschichte in Lactanz "de mortibus persecutorum", Giessen, 1927 (Diss.)
В. Зубов. Москва

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ЛАКТАНЦИЙ
    ЛАКТАНЦИЙ (Lactantius) Луций Цецилий Фирмиан — латинский христианский апологет. О его жизни известно в основном из сочинений Иеронима. Лактанций получил хорошее образование, был учеником Арнобия. Ок. 300 занял кафедру риторики в Никомедии, где Диоклетиан в то время расположил столицу империи; в это же время обратился в христианство. Однако ок. 305, из-за гонений на христиан, он покинул свой пост и отправился на Запад. Примерно с 308 по 317 состоял воспитателем у старшего сына Константина, Криспа. Помимо римских классиков (прежде всего Цицерона, а также Лукреция, Варрона, высоко ценимого им Сенеки) к источникам Лактанция следует отнести его латиноязычных христианских предшественников (Минуция Феликса, Тертуллиана, Киприана), а также греческого апологета Теофила Антиохийского и др.; Лактанций обращается и к орфическим поэмам, герметическим книгам, книгам оракулов и философскому гносису в целом.
    До нас дошли не все его сочинения. К не сохранившимся, упоминаемым Иеронимом, относятся, в частности, несколько сборников посланий: четыре книги — к Пробу, две — к Северу, четыре — к своему ученику Деметрию. Среди уцелевших наиболее известны: 1. “De opificio Dei” (“О созидании Божяем”) — 303—304. Опираясь на биологические и психологические теории своего времени, Лактанций пытается доказать существование Бога и божественного провидения с помощью детального рассмотрения строения человеческого тела как вместилища души и указать читателю на наличие высших целей человеческого существования. 2. “De divinis Institutionibus libri VII” (“Семь книг божественных Установлений”) — 304—313. Одна из самых обширных христианских апологий. В первой, собственно апологетической части сочинения, Лактанций критикует как языческую философию, так и религию. Их полная разобщенность приводит к тому, что человек не может претендовать на обладание мудростью, т. е. последним знанием вещей божественных и человеческих: философы лишь стремятся к ней, чтоподтверждается многообразием их учений (Лакганций рассматривает взгляды Пифагора, Сократа, Цицерона и др.), а языческая религия переполнена суевериями и предрассудками. Только вера в божественное Откровение предоставляет человеку, созданному по образу Бога, возможность познать мудрость. К обоснованию главного тезиса — “в мудрости заключена вера, а в вере — мудрость” — сводится стремление Лактанция соединить оправдание авторитета разумом и ограничение человеческого разума божественным авторитетом. Во второй, доктринальной части сочинения ощутим характерный для апологетов 3 в. субординационизм; здесь также излагается популярное в то время хилиастическое учение. 3. “De ira Dei” (“O гневе Божьем”) — 314—317. Направленное в основном против стоиков и эпикурейцев, не допускавших в Боге такой страсти, как “гнев”, оно опровергает безразличие Бога по отношению к людям и утверждает силу его правосудия при наказании злых. 4. “De moitibus persecutorum” (“О смертях преследователей”) — историческое сочинение, описывающее пережитые автором события: отречение Диоклетиана, гражданскую войну и торжество христианства, установленного Константином Великим. Лакганций оказал немалое влияние на Августина, Иеронима, представителей схоластической мысли. Особенно он был популярен среди некоторых гуманистов Возрождения {Петрарки, Леонардо Аретино, Пико делла Мираядаяы) как один из основоположников нового типа христианской литературы. Соч.: MPL, t. 6,7; О смертях преследователей. СПб., 1998.
    Лит.: Садов. Древнехристианский церковный писатель Лактанций. СПб., 1895; Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979; WlosokA. Laktanz und die philosophische Gnosis. Halb., I960.
    О. В. Голова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 949
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Автобиография как жанр официально-делового стиля
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • Монография как жанр научной литературы
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Резюме как жанр официально-делового стиля
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • Статья как жанр публицистического стиля
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь