КЛАПАРЕД


КЛАПАРЕД
(Claparede), Эдуар (24 марта 1873 – 16 ноября 1940) – швейцарский психолог, проф. Женевского ун-та, один из основателей Педагогич. ин-та им. Ж. Ж. Руссо в Женеве (1912). К. разрабатывал вопросы общей, генетической, сравнительной и прикладной психологии. К. противопоставлял свою концепцию, с одной стороны, смыкающемуся с неврологией и физиологией механицизму, а с другой – умозрит. филос. психологии. К. рассматривал психологию как биологич. науку о месте психики в процессе осуществления жизн. функций, как стремление организма преодолеть расхождения между его потребностями и возможностями их удовлетворения ("L'education fonctionelle", 1931). Центральным для теоретич. концепции К. является понятие интереса, к-рый "обозначает полное соотношение и взаимное соответствие между субъектом и объектом. Сам по себе объект никогда не интересен, он становится интересным только благодаря психическому состоянию того, кто его рассматривает" ("Психология ребенка и экспериментальная педагогика", СПБ, 1911, с. 86). Лишь возбуждения, соответствующие "интересу данного момента" (см., напр., "Archives de psychologie", Gen., 1905, v. 4, p. 307, 343), способны вызвать действия, тогда как все остальное остается без ответа. На низших уровнях эти ответы организма могут совершаться рефлекторно – по типу автомата. Осознание же появляется там, где на пути осуществления этих рефлекторных актов имеется к.-н. препятствие (см. "La conscience de la ressemblance et de la difference chez l'enfant", в журн.: "Arch, de psychol.", 1918, v. 17, No 65, p. 67–77; "La psychologie de l'intelligence", в журн.: "Scientia", 1917, v. 11, p. 353–67). К. выдвинул идею о качественно различных уровнях в онтогенезе процесса обобщения, к-рая оказала значит. влияние на генетич. психологию, в частности на Пиаже. Известность получила также теория игры, к-рая, по К., служит развитию личности и является подготовит, упражнением к к.-н. полезной функции или деятельности и в то же время служит удовлетворению опред. потребностей организма. В решении осн. филос. вопроса К. стоял на позициях психофизического параллелизма.
Соч.: L'association des idees, P., 1903; La question de la "memoire" affective, "Arch, psychol.", 1911, t. 10, p. 361–77; La psychologie de l'intelligence, "Scientia", 1917, [fasc ] 11; Feelings and emotions, в кн.: Feelings and emotions. The Wittenberg symposium. Ed. by M. L. Reymert, Worcester (Mass.), 1928, p. 124–39; La genese de l' hypothese. Etude experimentale, "Arch, psyhol.", 1934, v. 24, [No 93–94 ]; La psychologie fonctionnelle, "Acta psychol.", 1936, v. 1, No 1; Профессиональная ориентация, ее проблемы и методы, М., 1925; Как определять умственные способности школьников, Л., 1927; Сборник, посвященный Владимиру Михайловичу Бехтереву. К 40-летию профессорской деятельности. (1885–1925), Л., 1926, с. 81–86.
Лит.: Edouard Claparede, Gen.,1941; Lerner E., Edouard Claparede: 1873–1940, "Amer. I. Psychol.", 1941, v. 54,No 2.
M. Роговин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 544
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • Гендер как культурный символ
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • Клапаред (Claparede) Эдуард
  • Клапаред (Claparede) Эдуард
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Ориентация Живого Организма
  • ориентация организма
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь