ИТАЙ


ИТАЙ
(от искаженного произношения англ. ether – эфир) – понятие единой материальной субстанции мира, вошедшее в историю кит. философии нового времени. Это понятие заменило традиц. конфуцианские категории ци, тайцзи и др. Впервые материалистич. трактовку понятие И. получило в соч. кит. философа Тань Сы-туна. Концепцию И. как бесформенной, всезаполняющей первоматерии использовал также Сун Ят-сен для объяснения происхождения и развития мира. В наст. время термин "И." употребляется в Китае лишь естествоиспытателями для обозначения физич. понятия "эфир".
Лит.: Сенин H. Г., Сунь Ят-сен – великий китайский революционер-демократ, М., 1956; его же, Прогрессивные мыслители Китая конца XIX в., М., 1958; Сун Ят-сен, Сунь Чжун-шань сюань цзи (Учение Сунь Вэня, Избр. произв., ч. 1), Пекин, 1956; Тань Сы-тун, Жэнь сюэ (Учение о гуманности), Пекин, 1958.
Н. Сенин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ИТАЙ
    ИТАЙ (кит. — эфир) — категория, которой оперировали китайские мыслители кон. 19 — нач. 20 в. Заимствованное из европейских естественных наук и философии, в Китае это понятие претерпело существенные изменения.
    Кан Ювэй трактовал “итай” как этическое начало, “гуманность” (жэнь) и “сострадание” (бу жэнь). Сунь Ятсен видел в итае творящий хаос, который “в своем движении порождает электроны; электроны, сгущаясь, создают элементы; элементы, соединяясь, создают материю; материя, собираясь воедино, создает планету”.
    В системе идей Тань Сытуна итай — основополагающее понятие, не имеющее четких дефиниций и раскрываемое через множество близких, но не тождественных характеристик. Важнейшие его атрибуты — вечность и несотворенность. Сфера его распространения не имеет предела: итай существует в микро- и макромирах, в явлениях реальной жизни и в надмировом абсолюте — “едином первоначале” (и юань). Итай многофункционален, он одного порядка с “чувством”, “разумом” и понятием “дянь” (момент наивысшего напряжения сил инь ян; переводится также как “электрон”, “электричество”). Итай — это импульс развития и реальная основа мира; из него “рождаются миры, возникает пустота и появляется все живое”. Он выступает как условие единства мира, некий наполнитель, “склеивающий” отдельные явления: “Итай, все склеивая, [приводя] в соответствие, связывая, наполняет [собой] отдельные вещи”. Он удерживает все предметы и явления в равновесии, препятствует не только их распаду, но и слиянию. Его действие распространяется и на общество, и на космические явления, и на тело человека.
    Тань Сытун тем не менее не наделял итай свойствами первоначала. Если итай разлит повсюду и условно его можно изобразить в виде лишенной иерархичности субстанции, то “единое первоначало” предполагает иерархию, которую оно же и венчает. Через “единое первоначало” итай соотносится со своим коррелятом — “гуманностью”. Все характеристики итая распространяются на “гуманность”, приобретая этическую окраску. Через “гуманность” итай и его свойства проецируются на общество и его законы.
    Е. Ю. Стабурова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 407
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • итай
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • ПОНЯТИЕ
  • понятие
  • Понятие
  • ПОНЯТИЕ
  • понятие
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • СУНЬ ЯТСЕН
  • ТАНЬ СЫ-ТУН
  • ТАНЬ СЫТУН
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь