БЕДИЛЬ


БЕДИЛЬ
Мирза Абдулкадир (1644 – 5 дек. 1720) – мыслитель и поэт, писавший на языке фарси и оказавший значит. влияние на развитие филос. мысли и лит-ры ср.-век. Востока, особенно Индии и Ср. Азии. Род. в Акбарабаде (Индия). Начал свое образование в медресе, но затем покинул его, разочарованный схоластич. методом обучения. Под влиянием мистиков – суфиев (см. Суфизм) и маджзубов ("маджзуб" – букв.: привлеченный к богу), Б. стал странствующим дервишем и создал первое крупное произведение – "Талисман изумления" ("Тилисми хайрат"). Б. написал множество стихов и неск. прозаич. произведений. В духе суфизма написано его соч. "Великий океан" ("Мухити а'зам"). Осн. филос. произведения Б.: "Четыре элемента" ("Чахар-Унсур"), "Познание" ("Ирфан"), "Остроты" ("Нукут").
В творчестве Б. сочетались культурные традиции Индии и Ср. Азии. Он глубоко изучил др.-инд. и др.-греч. философию. Его идейный путь полон противоречий: от суфизма и мистицизма он пришел к своеобразному пантеизму и гуманизму. Хотя он не вышел за пределы идеализма, но в его пантеистич. взглядах пробивались материалистич. тенденции. Филос. взгляды Б. еще мало изучены, но можно считать установленным, что в целом Б. примыкал к прогрессивному направлению вост. пантеизма – вахдати-мавджуд. Он признавал лишь единый мир и в нем – бога; весь процесс, совершающийся в мире, – это естеств., природный процесс, а природа – безначальная и вечная истина. Б. отвергал религ. взгляды на смерть; по его мнению, смерть одной вещи является жизнью другой. "Смерть есть исчезновение, исчезновение является источником появления новых веществ"... (Коллият, Ирфан, литогр. изд., Бомбей, 1882, с. 27). За основу всего сущего Б. брал воздух, приписывая ему все качества, к-рыми ислам наделяет бога. Абс. дух, произведенный от воздуха, является как бы формой для материи. "До появления формы содержание материи не выражено и до открытия занавеса материей форма неопределенна. Материя в мире форм скрытая – внутренняя, а форма в материи – в возможности. Если материя без формы, то откуда возникает форма, если форма – не всесильная одежда, то чем будет одета материя?" ("Нукут", там же, с. 19). В мире Б. видел неразрывную связь духа и тела, материи и формы. В противовес догмам религии, Б. утверждал, что человек является продуктом длительного изменения и развития, видел связь между органич. и неорганич. природой. Б. придавал большое значение рациональным моментам в познании: "...вера без ума, как зеркало без амальгамы" ("Чахар-Унсур", там же, с. 71). Критикуя теорию предопределения, Б. указывал, что человек в известной степени свободен в своих действиях, что у него есть возможность сделать жизнь лучше и путь к этому надо искать в действии и знании: "Верь в предприимчивость или в предопределение, но все возьми из мира усилия" ("Ирфан", там же, с. 43). Б. мечтал о справедливом царе, к-рый заботился бы о народе, о развитии земледелия и науки. Б. сочувствовал беднякам и клеймил их притеснителей.
Произведения Б. были популярны в Ср. Азии. В 19 и нач. 20 вв. в медресе, чайханах и в кругах интеллигенции в Ср. Азии существовали группы "бедил-ханов", где читались и комментировались произведения Б. Будучи внутренне противоречивым, творчество Б. использовалось представителями различных социальных групп в их борьбе за свои классовые интересы. Реакц. идеологи стремились представить Б. ревностным суфием и благочестивым верующим. Передовые писатели и мыслители (Дониш, Мукими и др.) испытали благотворное влияние передовых идей Б., критикуя одновременно его излишне сложный стиль.
Соч. в рус. пер.: Комде и Модан, вступ. очерк С. Айни, Сталинабад, 1949.
Лит.: Айни С. Мирзо Абдулкодири Бедил, Сталинобод, 1954; Бертельс Е. Э., Бедил хакида мулохазалар, в кн : "Зафар". Альманах, No 1, Тошкент, 1945; Муминов И.. Философские взгляды Мирзы Абдулкадыра Бедиля, Самарканд, 1946; его же, Философские взгляды Мирзы Бедиля Ташкент, 1957; Гафуров Б., История таджикского народа, [M.], 1949; Антология таджикской поэзии, М., 1957; Айни X. С., Бедиль и его поэма "Ирфон", Сталинабад, 1956; Мирзаев К. М., К вопросу об экономических воззрениях Мирзы Бедиля, "Изв. АН УзССР". Сер. обществ. наук, 1958, No 2.
И. Муминов. Ташкент. М. Раджабов. Сталинабад.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1576
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “ЛЕВИАФАН, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Атри, Сыновья его
  • ВОЛНЫ МАТЕРИИ
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • Его Высокопреосвященство
  • знание-как и знание-что
  • ИНДУИЗМ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • СМЕРТЬ БОГА
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • форма и материя
  • ФОРМА И МАТЕРИЯ
  • ФОРМА И МАТЕРИЯ
  • ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ
  • Является ли знанием истинное и обоснованное мнение?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь